Нефть растет, политическое поле зачищено: какие сценарии "транзита" могут реализоваться в России?
Кажется, для власти ситуация складывается как нельзя лучше – еще вчера можно было сказать, что все пропало, а теперь, после выборов, когда нефть и газ подскочили в цене, оппозиция зачищена, регионы еще больше "прижаты к ногтю" новым законопроектом о выдаче "ярлыков на княжение", пришло время крепко задуматься о насущном для элит? Вероятно, именно сейчас настал наилучший момент, чтобы начать "политический транзит" в относительно стабильной обстановке.
И хотя Путин продлил возможный срок своих полномочий до 2036 года, но именно 2024 год рассматривается политологами и аналитиками как критическое время того самого перехода, а немало экспертов были убеждены, что начнется он гораздо раньше, уже в 2021 году. Интригует вот какой момент – уйдет ли Путин или останется, а если останется, то в каком качестве и в каком количестве будет власть у его преемника? Но именно с одним из преемников – "президентом Москвы" Сергеем Собяниным связывают внезапное решение дать губернаторам возможность продлить свои обязанности (и привилегии). И это сигнал, чтобы в 2024 году Собянин был при деле на своем месте и на трон не заглядывался? Но главное, что губернаторы теперь будут еще больше зависеть от воли центра, что сделает их мягкими и податливыми, и если возможно быть еще более лояльными – более лояльными.
Оглядываясь по сторонам, наблюдатели ищут того самого преемника теперь в других рядах, кто-то говорит о Михаиле Мишустине, который устраивает и силовиков, а кто-то о Сергее Шойгу, который не может не устраивать силовиков. И в этот момент приходит яркое осознание, что, может быть, искать никого и не придется? Какие же варианты проглядывают сейчас? В этом разбиралось Накануне.RU.
Вариант 1: Транзит отменяется
"Такой благоприятной ситуации в экономике, во внутренней политике и внешней не было года с 2013-го, – комментирует публицист Павел Пряников. – Опять будут говорить, что Путин везунчик, поцелован Богом. Еще год-полтора назад думали, что все летит в тартарары – эпидемия, цены на нефть обвалились, все боялись, что Байден придет, начнет свои порядки наводить. А через год все прямо отлично – Путину опять повезло, Путин опять победил, не применяя никаких усилий к этому".
По мнению эксперта, серьезных причин для волнений у власти нет, системная оппозиция прижата, о внесистемной и говорить нечего – она разгромлена. Все складывается в пользу версии о том, что Путин вовсе не готовит транзит?
Политолог Константин Калачев уверен, что сегодня все делается для того, чтобы курс был неизменным – с Путиным или без. По его словам, все, что мы сейчас наблюдаем, – это создание условий для консервации существующего порядка вещей на веки вечные с тем, чтобы обеспечить преемственность курса и традиций.
"Что касается губернаторов, то это как раз и есть консервация. "Обнулили" президентские сроки, потом законсервировали губернаторов как главных распорядителей на территориях. Кто-то пишет, что будут перемены в Правительстве, но я думаю, что если что-то и будет, то косметическое. Перемены системы не будет, потому что люди, находящиеся у власти, консервативны – зачем ломать то, что работает? Другое дело, что если будет продолжаться запрос на новое (что, кстати, не одно и то же с запросом на перемены) – надо будет попытаться как-то людям продемонстрировать, что стабильность и развитие совместимы. Что-то новое все равно есть – вот 5% получили "Новые люди" – вот вам перемены", – говорит Калачев.
Он объясняет, что сегодняшние изменения нужны власти для того, чтобы в будущем ничего уже не менять.
С другой стороны, есть объективные причины, которым противостоять не может даже "поцелованный богом" Путин, – это время. Рано или поздно вопрос о транзите встанет сам собой, и это неминуемо. Именно поэтому сегодня в элите такое пристальное внимание уделяют активности президента. Павел Пряников обращает внимание на интересный момент – так сложилось исторически, что все, кто были у власти, дольше 75 лет не жили.
"У нас дольше всего жили люди, которые ушли от власти самостоятельно – типа Горбачева или Керенского. Поэтому я думаю, что там держат в уме, что самый страшный вариант для них – если что-то будет с Путиным. Поэтому самый лучший вариант провести транзит – оставить Путина в роли примерно Назарбаева при Токаеве. А Токаев – это такой Дэн Сяопин, президент с несколько ограниченными полномочиями, но по мере того, как он будет показывать себя, его полномочия будут увеличиваться", – говорит Павел Пряников.
Вариант 2: Эпоха двоевластия
Если наш транзит пойдет по пути "казахстанского" варианта, к чему, кстати, склоняются многие эксперты, так как при этом сценарии Путин останется восседать надо всем (в Госсовете или любом другом новом органе), а новый президент удовлетворится ограниченными правами, то не ровен час, как в России начнется эпоха двоевластия. Что плохо в такой схеме – никогда в истории хорошо двоевластие не заканчивалось, рано или поздно молодой преемник "пожирает" старшего товарища. Или наоборот.
Элиту же беспокоит главное – чтобы вся система плавно перешла к новому правителю в будущем без потрясений и с максимальным сохранением статуса-кво лично для бенефициаров системы. Но это возможно только при здоровом и сильном президенте, в очередной раз на это указывает Павел Пряников.
"Самое страшное для них – если будет что-то не так со здоровьем Путина. Поэтому чем дольше Путин остается у власти, тем меньше возможность того, что это пройдет при здоровом, вменяемом, сильном Путине как управленце. То есть пока он может держать ситуацию, что называется, в ежовых рукавицах. А что можно ожидать при транзите после 2024 года, а еще потом шесть лет ждать, когда ему будет 80? Так что транзит состоится до 2024 года", – считает он.
Возможность Путина появляться на публике и реально управлять страной сокращается, как шагреневая кожа, говорит в беседе с Накануне.RU политолог Валерий Соловей. "По тому сценарию, который считается сейчас наиболее вероятным (но это не означает, что нет других сценариев или что они не будут востребованы), Путин возглавит Госсовет, и будет возглавлять до той поры, пока он будет в состоянии".
Причем возглавлять можно и без личного присутствия? Недаром такой ажиотаж разгорелся вокруг новости о том, что Путин уходит на карантин, все чаще он будет управлять "откуда-то сверху" в видеоформате, с одной стороны тестируя, как система работает без него, с другой – сохраняя собственную безопасность и видимость силы.
"Да, общество к этому подготавливают – что Путин будет постоянно на карантине, появляться он будет все реже, в таком видеоформате", – говорит Валерий Соловей.
Вариант 3: Или все-таки транзит?
Политолог Валерий Соловей считает, что все это говорит скорее о подготовке транзита, а не об увековечивании власти Путина, так как несмотря на желание остаться у власти, нужно думать и о возможностях – в данном случае физических. Об этом не принято говорить вслух, но по очевидным причинам аристократия на низком старте. Даже предполагалось, что успешное проведение (с точки зрения Кремля) выборов станет первым предварительным условием для транзита, так как покажет, что власть полностью контролирует ситуацию, а также будет такой состав Госдумы, который безропотно среагирует в том случае, если даже будет изменен порядок избрания президента.
"В одном из вариантов транзита речь идет о том, чтобы изменить порядок избрания президента с тем, чтобы президент избирался в парламент, то есть перейти от президентской к парламентской республике. Но это лишь один из вариантов. Второе, что предполагалось сразу после парламентских выборов – ужесточить административно-полицейское давление, что происходит. И третье – начать чистку силовых структур, она, видимо, начнется чуть позже. Четвертое – начать серию кадровых перестановок, они тоже начнутся позже, но, насколько я знаю, должны начаться до конца этого года. Все эти условия должны стать обеспечением для беспрепятственного транзита верховной власти", – говорит Соловей.
В этом случае нас ожидают серьезные внутриэлитные конфликты, что называют "турбулентностью". По мнению политолога, она будет распространяться сверху вниз, экстраполироваться на нижние этажи элитной лестницы. "И участники предполагаемого транзита уже активно к этому готовятся – к тому, чтобы предъявлять свои требования и получить ключевые позиции в момент транзита верховной власти", – заключает эксперт.
Главная повестка дня всегда под рукой – в нашем Telegram-канале.