Защитники Тимирязевки опровергают "заброшенность" земель, которые могут отдать под застройку
Над землями Тимирязевской академии вновь сгущаются тучи. Учёный совет проголосовал за передачу опытных полей вуза под жилую застройку. Девелопер обещает за участок в 24 га внушительную сумму в 15 млрд руб. и планирует построить также несколько зданий для самой академии. Однако застройка опытных полей грозит обернуться непоправимым уроном для научного и исследовательского процесса. Вызывает недоумение и то, почему для постройки новых корпусов необходимо участие частного застройщика, а не Минсельхоза. Подробности — в материале Накануне.RU.
Это уже не первая попытка занятия участков Тимирязевки. В 2016 г. планировалось передать ещё большую территорию — свыше сотни гектар. Тогда дело дошло до президентской прямой линии, в ходе которой Владимир Путин призвал "оставить вуз в покое". В 2018 г. и.о. ректора Российского государственного аграрного университета – МСХА имени Тимирязева Галина Золина заявляла, что "вопрос продажи земель уже неактуален", однако при новом руководстве актуальность проблемы, не имеющей отношения ни к науке, ни к образованию, по непонятным причинам вновь стала усиливаться.
Более того, участок опытных полей фактически объявлен ненужным пустырём. "Обращаем внимание, что университетом рассматривается возможность передачи под строительство земельного участка площадью около 24,78 га, не используемого в учебном процессе и научных опытах с 80-х годов прошлого века", — приводит ТАСС выдержку из сообщения пресс-службы академии.
Застройщик, вероятно, согласен с версией руководства вуза. "Специалистов из "Группы ЛСР" действительно привлекали к проработке вариантов поиска инвестора для строительства зданий для Тимирязевской академии. Речь шла об участке площадью 24 гектара, ограниченном Мичуринским садом, Верхней аллеей, Тимирязевской улицей и Красностуденческим проездом. Важно подчеркнуть, что данный участок не имеет никакого отношения к опытным полям академии", — прокомментировали Накануне.RU в пресс-службе "Группы ЛСР".
Однако знакомые с ситуацией источники опровергают это. Нам удалось пообщаться с некоторыми бывшими сотрудниками вуза.
"В университете до сих пор есть факультет агрохимии и экологии, где студенты изучают, в том числе, экологические влияния на участок, без обработки. Так же можно и про лес рассуждать — "а, вот лес, чего он здесь стоит, давайте на его месте построим жилищные комплексы?". Обыватель придёт осенью-весной и скажет, как тут некрасиво, всё жёлтое и ничего не растёт. Кажется всем, что это пустырь. Но это же нормально, это же осень, что там хотите увидеть? Тюльпаны или розы?" — рассказала Накануне.RU одна из бывших сотрудниц академии на условиях анонимности.
В группе в "ВК" "Спасем Тимирязевку" появилось видео, по которому становится понятно, что участок, вроде бы, все-таки занят для исследований.
Особо важно отметить то, что неоднократно проводившиеся федеральные проверки не выявили фактов нецелесообразного использования земель.
Сейчас, в отличие от 2016 г., ситуацией с потенциальной застройкой занимается не коллектив университета, а корпус муниципальных депутатов Тимирязевского и Коптево, которые, прежде всего, действуют в интересах жителей своих муниципальных районов. Дело в том, что и коллектив с тех пор значительно уменьшился — за последние годы в Тимирязевке прошли значительные "оптимизации". Если раньше в университете было около 1300 преподавателей, то сейчас где-то 850-900, "оптимизировали", по словам бывших сотрудников, в том числе, вспомогательный персонал — это лаборанты и инженеры, обслуживающий персонал — трактористы, зоотехники, агрономы, при том, что территория остаётся прежней и за ней нужен уход.
Петиция, которая в настоящее время набирает голоса, сформирована под руководством консультантов из Минкультуры, потому что Тимирязевка имеет охранный статус — памятник культурного наследия народов РФ. Однако сторонники застройки полагают иначе. В пресс-службе академии отмечают, что "в указанную территорию не входят опытные поля и посадки Мичуринского сада, территория не входит в границы усадьбы "Петровско-Разумовское", являющейся объектом культурного наследия".
Тем не менее, гипотетическая потеря 24-х гектар может стать весьма деструктивным событием. "24 гектара — это много. Даже если бы речь шла о пяти гектарах или об одном, для науки, исследований это всегда много. В части охраны культурного наследия это тоже много. Лучшая платформа для развития — это стабильность. Если что-то нарушается, неважно, территориально или симбиоз, который сформирован за десятилетия, то, естественно, что-то начинает происходить", — отмечают знакомые с ситуацией собеседники.
Главная повестка дня всегда под рукой – в нашем Telegram-канале.