Никита Кричевский: США вводят прогрессивную шкалу налогов, а у нас сопротивляются
Демократическая партия США предложила ввести "налог на миллиардеров" – как пишут СМИ, эта мера может коснуться около 700 богатейших американцев. Сегодня стало известно, что против налога уже выступили Илон Маск и Дональд Трамп, которые считают это бессмысленным и даже вредным. Смысл такого нововведения сводится к тому, что почти 24% должны платиться с прироста стоимости торгуемых акций и облигаций.
Как же получается, что на "загнивающем Западе" с его "отжившим капитализмом" правящая партия сама предлагает повысить налоги для сверхбогатых, чтобы профинансировать социальную программу? А в России при каждом подобном предложении правящая партия всячески отнекивается, говоря, что сверхбогатые граждане слишком умные, они смогут избежать этого налогообложения так или иначе? Своим экспертным мнением с Накануне.RU об этом поделился экономист Никита Кричевский. В первую очередь, как он уверен, нужно правильно передать идею демократов, а уже потом – разбираться в партиях:
– "Бумажный" прирост – это, конечно, здорово, когда ты купил за рубль, а теперь эти бумаги лежат и стоят, например, два рубля, а ты платишь 24%. Но это, конечно, не так, потому что это теряет вообще здравый смысл.
Налог платится с базы – а налоговой базой в данном случае является доход. А это – деньги, полученные в ходе своей деятельности. Поэтому если выросли акции на рубль, и ты их продал – тогда должен заплатить 24%. Иначе это теряет всякий смысл. Если продал и получил доход – тогда будь добр заплати. А если бумаги просто лежат, то каким образом с них платить?
Поэтому может возникнуть ошибочное мнение, что это имеет отношение к росту котировок. Тогда вся игра на фондовых рынках становится бессмысленна. Ты еще ничего получил – а уже должен. Поэтому тут, скорее всего, идею просто донесли неправильно.
Что касается нас, то сначала ввели 15% подоходный налог на тех, кто декларирует больше 5 млн рублей. Причем эти деньги почему-то отправляются на лечение детей с редкими заболеваниями. Непонятно почему – вообще-то охрана здоровья – это конституционная обязанность государства. Проще тогда каждому богатому россиянину прикрепить по ребенку с редким заболеванием – это было бы эффективнее. А мало ли еще направлений бюджетных, по которым у государства нет денег? Завтра подоходный налог будут на всех повышать?
Эти бухгалтерские соображения до сих пор превалируют в кругах власть имущих. Мы будем брать больше и за счет этих денег финансировать ту или иную сферу. Но самое интересное в этой конструкции было еще на старте – что налоги со сверхбогатых будут поступать только в следующем году, а средства начали выделяться уже сразу.
Получается, государство само у себя взяло в долг?
И после того, как увеличили до 15% – успокоились. Поднимать еще подоходный налог никто не собирается, потому что это "не актуально", потому что пандемия, бизнес не инвестирует и потому что "убегут на Запад". Это откровенное лицемерие! Каким образом в нынешних условиях крупный бизнес может убежать на Запад? То есть финансово убежать, конечно, может, но в подавляющем большинстве юрисдикций налоги выше.
Другой вариант – зарегистрировать оффшорную компанию. Тоже хорошо, но идет обмен информацией между странами, и налоговики все видят. Налоговая находит вот таких вот "умных" и насчитывает налоги не за прошедший год, а за все то время, пока человек там скрывался.
То есть эти разговоры рождаются в надежде оттянуть эту дискуссию еще хоть на какое-то время. Рано или поздно эта идея все равно всплывет. И скорее рано, чем поздно.
Схем по незаконному обогащению масса, и это притом, что соблюдаются все требования Налогового кодекса. То есть никаких проблем ни с НДС, ни с чем другим не возникает. А дальше мы возвращаемся к разговору о справедливости в стране. Справедливость – это же двигатель развития страны в целом, это как национальная идея. У нас сегодня в стране бухгалтерский подход – наследие лихих 90-х, когда единицы заработали "известно, какими способами", и теперь все должны забыть про это, делать вид, что все честно. И те люди, которые откладывают этот вопрос на потом, получили свои капиталы, и это люди очень богатые. Поэтому когда нам предлагают прогрессивное налогообложение как способ уменьшения этой бедности, верхушка его гневно отторгает, потому что это касается ее напрямую.