"Нерабочая" неделя показала провалы по всем направлениям внутренней политики
Почти по всей стране прошла неделя так называемых "нерабочих" дней, которые на деле таковыми не являлись практически нигде. Кремль пока не берется подводить итоги, возможно, потому что их и нет, ведь, как и раньше, были введены полумеры – например, ограниченный режим посещения кафе и ресторанов "компенсировался" плотным трафиком на транспорте.
Поэтому эксперты уверены – итоги можно подводить, но они скорее со знаком "минус", чем "плюс". Подробности – в материале Накануне.RU.
Несмотря на то, что центр изначально намекал на продление режима "нерабочих дней" в регионах – все-таки не все рискнули это сделать. Точнее, лишь несколько регионов решились, потому что главы субъектов, как и раньше, не хотят брать на себя ответственность. Если центр сказал на неделю – тогда можно, но дальше – ни шагу. И здесь даже не помог фактор комиссий Минздрава, которые были направлены в ряд регионов, где ситуация со здравоохранением крайне плохая, напоминает политолог Дмитрий Михайличенко.
"Первое – эта мера вынужденная, но соблюдали эту логику ограничений далеко не все. Поэтому можно говорить, что по содержанию эта мера носила половинчатый характер. Второе – мера непопулярная, и губернаторы всячески пытались ее избежать. То есть мы увидели классическую ситуацию перекладывания ответственности между центром и регионами. Везде, где есть мегаполисы, везде ситуация плохая, а в рассредоточенных субъектах более-менее нормальная", - сказал эксперт в беседе с Накануне.RU.
Он также добавил, что прагматичные губернаторы, несмотря на указания из Москвы, все же проводили гибкую политику, позволяя гражданам работать при необходимости.
Возможно, благодаря этому малый и средний бизнес, который должен был по всем прогнозам еще сильнее ужаться и в количестве, и в качестве, все-таки остался наплаву. По крайней мере, такая ситуация в Москве и Московской области, которые взять и остановить на неделю невозможно. Что в целом подтверждается характером вводимых полумер, уверен экономист, депутат Госдумы Михаил Делягин:
"В Москве, судя по всему, решили не добивать бизнес, потому что стало понятно, что слишком большая часть предпринимателей лишится средств к существованию. Но в целом эта мера производила впечатление какого-то безумия: нельзя ходить в кафе, нельзя ходить в рестораны, но можно пользоваться метро как обычно – можно давиться как килька в банке в часы пик, а в кафе сидеть на расстоянии двух метров от всех окружающих нельзя. Это одно уже показывает, что все эти режимы к эпидемиологической ситуации отношения не имеют. Это лишняя тренировка людей, чтобы они не смели думать, чтобы они отключали свой мозг".
Ну а то, что некоторые регионы продлили "нерабочий" режим, а некоторые даже во время "официального" режима смотрели на работу бизнеса сквозь пальцы, говорит о том, что государство борется с болезнью "режимом феодальной раздробленности", уверен эксперт.
Тем не менее, такие меры в среднесрочной перспективе могут показать результат – стабилизацию ситуации. Другой вопрос – можно ли считать нормальной стабилизацию на уровне 39 тыс. заболевших ежедневно? Ведущий эксперт медицинской ассоциации "МедЛабЭксперт" Александр Соловьев отмечает важный момент – все вводимые меры направлены именно на стабилизацию на текущем уровне, но они не смогут снизить количество заражений, не говоря уже о полной победе над "короной". Основная причина этого – опять же, "мозаичность" принимаемых мер.
"Сами меры, включая нерабочую неделю, окажут стабилизирующее воздействие. Другое дело – какая цель ставилась? Если была поставлена цель – добиться стабилизации процесса, то с большой вероятностью можно говорить, что цель будет достигнута. Но при этом будет сохраняться высокий уровень выявления новых случаев инфицирования, высокая вероятность передачи вируса, нагрузка на здравоохранение будет тоже сохраняться ближайшие полтора-два месяца", - уверен Соловьев.
Ну а такая цель как, например, добиться максимального снижения вероятности передачи вируса, очевидно, не ставилась вообще. Потому что для ее достижения нужен более долгий период таких мер и сами меры должны быть более жесткими.
Пока же эксперты сходятся во мнении, что "недо-локдауны" не дают каких-то конкретных результатов: с точки зрения здравоохранения они имеют незначительный и, более того, отложенный эффект. Как напоминает Михаил Делягин, в этом году в стране может быть зафиксирована рекордная смертность, с чем государство не только не может справиться, но еще и отчасти помогает этому процессу, потому что "оптимизация" здравоохранения продолжается даже на фоне пандемии. С экономической точки зрения эффект либо нейтральный, если бизнес продолжает работать, либо со знаком "минус".
Ну а с точки зрения власти просто становится очевидно, что ответственность на себя никто не готов брать, а значит, ситуация совсем не так хороша, как говорят с экранов телевизоров.
"Практика вот таких "недо-локдаунов" скорее всего будет повторяться, потому что ситуация в стране тяжелая. Руководство любит говорить, что на фоне других у нас все нормально, но это не так. Для регионов эти непопулярные меры очень болезненны, поэтому они всячески пытаются их избежать", - резюмирует политолог Дмитрий Михайличенко.