"Рост инфляции - лишь прикрытие развивающейся экономической катастрофы"
Вроде бы, совсем недавно правительство расписалось в собственном бессилии в рыночной экономике, рассказав, будто все нерыночные меры регулирования цен исчерпаны. Но теперь кабмин снова задумался о способах сдерживания растущих ценников на сахар и подсолнечное масло. Свои идеи для осуществления задуманного должны высказать Минсельхоз, Минэкономразвития, Минпромторг и ФАС.
Однако рост цен – не самое страшное. С точки зрения макроэкономики, самое ужасное – это инфляция, считают в Счетной палате. Специалисты ведомства уверены, что у России сейчас "стабильная макроэкономическая ситуация, золотовалютные резервы на историческом максимуме, накоплена хорошая финансовая подушка", за что благодарить нужно мировую конъюнктуру. И вот в этой бочке меда "инфляция — основная макроэкономическая проблема".
Да и вообще инфляция стала не просто проблемой, а скорее, даже трендом, модой. Ведь не так просто на нее вешают всех собак не только во внешней экономике, но и во внутренней. Так, глава Центробанка Эльвира Набиуллина уверена, что инфляция - реальная беда, которая делает людей беднее.
О том, что действительно делает людей беднее, и как может с этим справиться правительство (или не может?) мы побеседовали в экономистом, экс-зампредом Счетной палаты Юрием Болдыревым.
– Как вы считаете, верна ли Счетная палата в своих оценках?
– Если Счетная палата представляет финансовых спекулянтов – у нее один взгляд на вещи, как у мыши, у грызуна, который хочет навредить. Если Счетная палата представляет народ России – у нее иной взгляд на вещи. Представляет ли она народ России близорукий или стратегически смотрящий вдаль? Для близорукого народа достаточно сиюминутных характеристик, таких как, например, инфляция. А для смотрящего вдаль намного важнее другое – насколько Россия способна к стратегическому развитию, насколько она отстает или опережает окружающие страны не по ВВП, а по научно-технологическому развитию, по потенциалу самодостаточности, независимости от тех, кто сегодня прямо объявляет нас своим противником. В этом смысле вопрос только об инфляции – это вопрос дискуссии с финансовыми спекулянтами.
– А в чем тогда главная стратегическая проблема страны?
– Главная стратегическая проблема России была и остается одна – в России не созданы условия, мотивы, целеполагания и соответствующий инструментарий для интенсивного научно-технологического развития. А с учетом того, что все окружающие нас страны стремительно развиваются – Россия стремительно отстает. Это главная проблема. А выделять отдельно именно макроэкономическую проблему и танцевать вокруг нее – это лукавство.
– Тем не менее пока власти задумываются над тем, как бы остановить рост цен на масло и сахар…
– Я сейчас оттолкнусь не от официальной статистики, а от того, что вижу сам. У большинства моих знакомых пенсионеров более половины пенсии уходит на лекарство. Не на растительное масло и сахар – а на лекарства. Сдержать цены на производимый в России подсолнечник правительство может, а вот сдержать цену на предоставляемые из-за рубежа лекарства и компоненты для их изготовления, что у нас не производится в принципе, правительство не может. Поэтому об этом скромно помалкивает.
Но корень проблемы ведь не в каких-то спекуляциях вокруг сахара или масла, не в неурожае. Корень проблемы в том, что в интересах ресурсной олигархии и финансовых спекулянтов власть на протяжении десятков лет искусственно поддерживает чрезвычайно, по сравнению с паритетом покупательной способности, заниженный курс рубля по отношению к иностранным валютам. Поэтому приходится сдерживать рост цен, потому что у нас для того, чтобы нищее население хоть как-то было обеспечено, вынуждены держать чрезвычайно заниженные, по сравнению с мировым рынком, цены на продукты первой необходимости.
Но это совершенно искусственные меры, лишь прикрывающие катастрофу в экономике. А катастрофа в том, что в интересах финансовых спекулянтов, в интересах торгующих нефтью и газом за рубеж олигархов и в интересах исполнения бюджета формально ничем не обеспеченными рублями, власть постоянно занижает курс рубля к иностранным валютам.
– Чем это чревато?
– К хорошему это привести не может. Это может создать среднеуютненький для совсем нищих почти "концлагерь" – то есть со своими накоплениями вы не то, чтобы полететь за границу, а даже выглянуть в форточку посмотреть, не сможете. Но какая-то иллюзия выживаемости создается. Но если говорить всерьез, то, конечно, акцент должен быть на другом - на развитии. Только за счет удержания цен на масло и сахар долго так не протянуть. А развития нет.
– Опять же к слову о дальней перспективе?
– В данном случае не протянуть уже в ближней перспективе. Это все находится в пределах жизни даже нынешних пенсионеров. Мы ежегодно отстаем от наших соседей-конкурентов. Мы все дальше и дальше от них откатываемся. Недалек тот день, когда они просто прихлопнут нас, как муху, в силу того, что новые технологии развиваются, а мы топчемся на месте.
– Вместе с этим за январь-октябрь 2021 года расходы исполнены лишь на 73%. То есть за 2 месяца правительство должно исполнить еще четверть заложенного бюджета. Разве не за этим должна следить Счетная палата?
– С одной стороны, Счетная палата и за этим должна следить, причем еще более пристально. С другой стороны – это предмет ведения не только Счетной палаты.
На протяжении всех десятков лет новой России закон о бюджете был фикцией, потому что он не был обязателен для исполнения правительством. И еще в те времена, 20 с лишним лет назад, когда я там работал, мы регулярно фиксировали, что правительство произвольно перевыполняет планы расходов по одним статьям, по каким им захочется, и не финансирует по другим. И за этим не следовали никакие санкции. Санкции мог бы обеспечить независимый от власти парламент – парламент принимает закон о бюджете, и он же должен был бы при первых признаках, что закон не исполняется, принять закон об ответственности за неисполнение. Есть так называемые "защищенные статьи", которые хоть умри – но выплати. Но санкций нет. А теперь парламент является совсем ручным, и ожидать от него, что он примет соответствующие законы, что будут такие судьи, которые прижмут власти к ногтю – на это рассчитывать не приходится.
Закон о бюджете стал красивой фикцией. Рассчитывать на то, что власть связана бюджетом по рукам и ногам, не приходится. Бюджет они нарисовали, как хотели, а дальше тратят деньги тоже как хотят. Никакого механизма реальных санкций и ответственности за это – ни политической, ни уголовной – нет.
– Но ведь это, наверное, может привести к социальному взрыву?
– Дело в том, что наш народ, общество абсолютно отпустили власть в свободное плаванье, выпустив из рук такие ключевые механизмы как народное представительство и контроль народа за властью. Это касается как финансовой сферы, точно так же это касается и другой сферы, ударившей по всем, - лекарственное обеспечение, прививки. С какой стати народ, не имеющий никакого контроля за властью, должен верить, что именно прививка хороша?
То есть власти плевать на то, хорошо нам или плохо, и чего мы хотим. В этой ситуации рассчитывать, что будут какие-то улучшения как в части наших прав, свобод, защиты жизни, или в части финансовой, в перспективе работы, зарплаты, сохранении своего жилья – никаких в этом смысле механизмов защиты от власти у нас не осталось.
Что захотят – то и будут делать, нас не спросят.