24 Ноября 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

"Главный враг – бедность". Что предприняли в Китае?

Спецпроект "Социализм с китайским лицом"

Китай за последние 20 лет стал богатейшей страной на Земле – с 2000 года совокупный капитал КНР вырос с 7 до 120 трлн долларов. Развитие акционерных обществ, бирж, появление долларовых миллиардеров – всё это, казалось бы, свидетельствует о том, что Пекин идёт по капиталистическому пути. Однако в то же время китайское правительство ставит и успешно решает задачи по борьбе с бедностью. В КНР ликвидирована крайняя нищета, в самых удалённых районах строится дорогостоящая инфраструктура, создаются сотни тысяч рабочих мест. В России бедность объявлена "главным врагом", при этом власти постоянно сетуют на "различные факторы", мешающие борьбе с ним. Получается, что российское правительство на данном поприще – плохой танцор, а китайское – вполне хороший. Накануне.RU пытается разобраться, какие именно условия позволяют Пекину добиваться успеха.

Мы уже писали о том, что представлять историю китайских реформ как сплошной успех не стоит. Рыночные реформы породили большое имущественное разделение. После отмены созданных при Мао Цзэдуне народных коммун, в 1985 году случился спад производства зерна, а массы вчерашних крестьян устремились в города на заработки, сформировав огромную социальную группу внутренних мигрантов. Они трудились и трудятся за небольшую зарплату в тяжёлых условиях, часто без официального договора. Приморские города, в основном в Южном Китае, стали витриной реформ, тогда как огромные области в центре и на западе страны приходили в запустение. Регионы, граничащие с Россией, некогда являвшиеся промышленным ядром КНР, всё больше стали превращаться в "ржавый пояс". Неравномерность развития стала угрожающей – на 19-м съезде КПК именно её Си Цзиньпин назвал основной проблемой Китая.

Стоит отметить, что специальная структура при правительстве (госсовете КНР) была создана ещё в 1986 году. Изначально она называлась Ведущей группой Государственного совета по экономическому развитию в условиях бедности, а с 1993 года получила своё нынешнее название – ведущая группа Государственного совета по сокращению бедности и развитию. В ее задачу входит координация действий Минсельхоза, Госкомиссии по развитию и реформам, Министерства финансов и т.д. В рамках этой группы проводится мониторинг по благосостоянию в различных районах, вырабатываются стандарты поддержки, разрабатываются планы по борьбе с бедностью и контролируется их реализация. Ведущую группу возглавлял вице-премьер Ху Чньхуа. Подобные руководящие группы есть и при правительствах регионов – от провинциального до уездного уровня.

В феврале этого года рабочая группа реорганизована в Государственное бюро по возрождению сельских районов. Теперь это не просто группа чиновников, собирающаяся по отдельным проблемам, а специальное ведомство, подчиняющееся Госсовету.

Перед этим были обнародованы данные о результатах борьбы с бедностью, начиная с 18-го съезда КПК (т.е., с 2012 года). Согласно приведённой статистике, к 2020 году располагаемый доход на душу населения сельских жителей в бедных округах страны достиг 12 588 юаней, причём ежегодно он рос в среднем на 11,6%, или на 2,3% выше, чем в среднем у сельских жителей страны. Зарегистрированные бедные домохозяйства способны покупать еду, таким образом, они избавлены от угрозы голода, обеспечены одеждой по сезону, дети имеют возможность учиться. Бедные районы обеспечены питьевой водой, там значительно улучшен уровень инфраструктуры и государственных услуг.

Таким образом, неравномерность развития сохраняется, но наиболее острые её проблемы удаётся нивелировать. В КНР недавно заявили, что израсходовали почти 1,6 трлн юаней (около $246 млрд) на борьбу с бедностью в рамках стратегии целевого сокращения масштабов нищеты.

Напомним, с 2011 года китайское определение черты бедности не сводится к уровню выживания, а учитывает также потребности образования, здравоохранения и т.д. На тот момент около 100 млн граждан КНР считались живущими за чертой бедности, однако эта черта устанавливалась выше принятой Всемирным банком. В итоге, к началу этого года китайским властям удалось вывести из нее 98,99 млн жителей сельской местности, 832 уезда и 128 тыс. деревень. Стоит оговориться, что эта политика проводится именно в сельских районах и направлена на выравнивание условий жизни горожан и крестьян. Проблемами наименее обеспеченных горожан и приехавших из деревень мигрантов занимаются другие ведомства, но важно, что благосостояние села планомерно улучшается.

Поздние семидесятые, когда Китай был ещё преимущественно аграрной страной, СССР уже встречал развитой индустриальной державой. Сейчас то время называют "годами застоя", однако неслучайно именно они воспринимаются как эталон советского благополучия. Жители Советского Союза брежневской эпохи были в среднем несравненно богаче граждан КНР, начинавших вступать в период политики открытости и реформ. Сейчас же даже президент РФ называет "главным врагом" низкие доходы граждан, и, хотя в среднем по стране количество бедных снизилось до 12% населения, в некоторых регионах даже по официальным оценкам ниже черты бедности живут 20% граждан. Более того, по данным Счётной палаты, почти каждый пятый бедный россиянин не охвачен ни одной мерой соцподдержки.

Сельские регионы, как и в Китае, остаются одними из самых проблемных, а вот дешёвая рабочая сила для низкоквалифицированных работ завозится из ближнего зарубежья. Социальные вопросы на родине гастарбайтеров остаются как бы за скобками, но взамен Россия получает целый ряд хорошо известных проблем, начиная от появления на своей территории крупных масс бедных людей, воспитанных в другой культурной среде. И эта проблема решается не созданием какого-то специального органа, а сменой экономической стратегии государства.

Экономист Андрей Паршев в беседе с Накануне.RU напомнил, что все экономисты, начиная, по крайней мере, с Кейнса, говорили, что всегда надо смотреть на фактуру материальную, а оценивать экономический рост только по финансовым показателям — это очень опасное заблуждение. Китайский экономический рост – реальный, материальный, а наш во многом завязан на цены на энергоносители. Например, ВВП на душу населения у нас сильно упал в 2014 году.

"Нам всё пытались сказать, что это из-за санкций. На самом деле роль санкций была нулевая, а падение цен на нефть и газ действительно сыграло роль. По ВВП на душу населения мы были выше Польши, а после этого стали существенно ниже. Это коснулось не только нас, но и других сырьевых стран – например, Канады, Норвегии. Там и курс национальных валют упал, и уровень жизни снизился достаточно резко. При этом производство сырья не изменилось, сколько добывали, столько и осталось", – поясняет он.

"Те, кто в китайском руководстве занимались экономикой, хорошо понимали, что во многом их экономический рост был завязан на взаимодействие с Западом. Речь шла о западных инвестициях, но не таких, когда что-то купил, хапнул и сбежал, как у нас это происходило. Речь шла о переносе производства в Китай и предоставлении своих рынков сбыта для китайской продукции. Сейчас они формируют собственный платёжеспособный рынок сбыта, который будет очень привлекателен не только для своих граждан, но и для окружающих", – рассказал Андрей Паршев.

Эксперт отмечает, что в КНР запущена система, в которой все должны будут зарабатывать, а не просто получать пособия. В России пока перспективы нерадужные.

"Сырьевой экономике выгодна депопуляция – снижение населения, а отнюдь не повышение его жизненного уровня. Для кардинального изменения ситуации в экономике должно быть принято политическое решение о том, что мы экспорт сырья прекращаем, всё сырьё должно идти максимально обработанным – например, не древесина, а, на первом этапе, целлюлоза. Кроме того, китайцам удалось создать жизнеспособный внутренний рынок именно за счёт большого масштаба. В случае России такой рынок должен насчитывать минимум 300 млн человек – а значит, необходима экономическая интеграция с сопредельными государствами", – заключил он.

Еще материалы спецпроекта "Социализм с китайским лицом":


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС