Владислав Жуковский: В России нет перспектив роста, это цель и задача Правительства?
В России Минфин, по оценкам ряда экспертов, де-факто и отчасти де-юре превратился во второй Центробанк, а Фонд национального благосостояния – в филиал Банка России, это позволило России преодолеть неразрешимую для Центробанков мира проблему. Властям удалось таргетировать инфляцию и валютный курс, но при серьёзных издержках. И тут главное, что произошло перерождение ФНБ. Из института развития он превратился в филиал ЦБ с функцией поддержания на заниженном уровне курса российского рубля. Значит, "подушка", как функция ФНБ, которая так рекламировалась сначала, стала невозможна. В итоге деятельности властей инвестиции упали из-за высокой процентной ставки, потребители получили крайне высокие цены, и из ФНБ нет инвестиций в развитие. Так что стагнация не выглядит случайной. Своим мнением об этом с Накануне.RU поделился экономист Владислав Жуковский:
– Политика ЦБ и Минфина де-факто блокирует экономический рост, консервирует технологическую отсталость и провоцирует дальнейший рост имущественного и социального расслоения, социальной напряжённости и падение доходов населения.
С одной стороны, ЦБ и Минфин официально заявляют, что, как они считают, российской экономике выгоден низкий курс рубля к доллару, он прежде всего выгоден, конечно, экспортёрам сырья. Поэтому у нас даже при нефти в 75-80 долларов за баррель, курс рубля к доллару не 25, а 75 рублей за доллар. При этом автоматически все импортные компоненты плюс товары товары конечного потребления автоматически стоят дороже, и это бьёт по карману населения и уровню жизни россиян. Плюс, Минфин, повышая акцизы на нефтепродукты в рамках налогового манёвра, принимает законопроект на повышение акцизов на жидкий металл, повышая всякие пошлины, повышая "Платоны", капремонты и прочее, тоже разгоняет инфляцию издержек, повышает себестоимость производства.
А с другой стороны, ЦБ потом выходит на рынок и говорит: у нас из-за низкого курса рубля к доллару, из-за роста издержек инфляция выросла. Соответственно, есть перегрев, как они считают, на продовольственном рынке, давайте, повысим процентные ставки. В итоге тоже раскручивают инфляцию в производственном секторе.
И вот мы видим, к чему это привело. Экономика находится в стагнации с 2008 года, среднегодовые темпы роста ниже полпроцента год к году. И, соответственно, восьмилетнее падение уровня жизни населения, стабильный чистый отток капитала из страны, и в принципе мы находимся в состоянии в лучшем случае стагнации, а на самом деле в состоянии деградации. Государство, которое ставит амбициозные цели полёта на Луну, не может обуздать цены на лук и на картошку.
Это политика в интересах именно крупного бизнеса, который в России является экспортоориентированным. Думаю, есть лобби, очень серьёзное, потому что мы же понимаем, что те, кто продают необработанное сырьё: нефть, газ, пиломатериалы, химию, нефтехимию, металлургию, зерно, им важно получить очень быстро максимальный доход. Соответственно, для них курс рубля к доллару позволяет, ничего не делая вообще, не увеличивая объёмов производства, не внедряя технологии повышения производительности труда, энергоэффективности, ресурсосберегающие технологии либо зелёные технологии, просто получать больше дохода.
Плюс, в этом заинтересован Минфин, потому что доходы экспортёров сырья тоже привязаны к экспортным доходам. Плюс, в таких девальвациях рубля и сильных валютных колебаниях заинтересованы и очень благодарны проводимой политике наши глобальные конкуренты в мировой экономике: Европа, Азия, Америка, которые с одной стороны получают допуск к покупке активов внутри страны по заниженному курсу, то есть на каждый доллар или евро они купить больший объём активов внутри страны. А Россия остаётся технологически отсталой экономикой на глобальной периферии и не является конкурентом в плане развития технологий и всего остального.
Говорят, что благодаря ФНБ у нас обеспечена финансовая стабильность, но не надо путать деградацию со стабильностью. Если бы у нас был стабильный экономический рост, стабильное повышение доходов населения, стабильный рост объёма инвестиций и капитальных вложений, стабильный рост выпуска научно-технологической продукции высокотехнологичной и стабильное выполнение предвыборных обещаний власти, то это была бы одна история. А у нас есть стабильное падение, стабильное отставание от экономически развитых и развивающихся экономик, и уже больше 12 лет этот процесс длится.