Из региона-добытчика – в "рай для майнеров"? Что сулит Югре пресловутый энергопереход
И почему все "сказки" о "зеленой" энергетике стоит делить на два, а то и на триПравительство РФ начало готовиться к пресловутому "зеленому переходу" в энергетике, при этом Россия может потерять единственное преимущество "сырьевой" державы – нефтегазовую отрасль. Самое интересное – что ожидает добывающие регионы? Понятно, что экономика севера УрФО держится на освоении природных залежей, а не туризме, действительно ли Югре стоит готовиться к новой жизни в пост-добывающую эпоху, когда "зеленый" каток сдерживания пройдется по добытчиками, или же слухи о смерти углеводородной энергетики слишком преувеличены? В этом разбиралось Накануне.RU.
По предварительным данным, наша страна намерена снизить выбросы парниковых газов к 2050 году на 14% от текущего уровня (до 1830 т в СO2-эквиваленте). Федеральную научно-техническую программу (ФНТП) по климату и экологическому развитию до 2030 года могут принять до конца года. Известно, что с осени российское Правительство готовит план адаптации к глобальному энергопереходу – сокращению использования традиционных видов топлива на фоне активного развития альтернативной энергетики. В перечне поручений председателя кабмина Михаила Мишустина – сводный операционный план действий до 2030 года, который должен быть внесен в кабмин до 15 декабря.
Энергетический переход придумали ЕС и поддержали США, при этом ряд экспертов уверены, что "зеленая экономика" будет изощренным сдерживающим механизмом похлеще санкций против России. При всей невыгодности этого проекта для нашей страны, он еще и будет стоить порядка 1 трлн долларов. Правда, отказ будет стоить дороже.
Добыча нефти в Югре уже столкнулась с серьезной проблемой – снижением мирового спроса на нефть в условиях пандемии почти на 25%. В итоге в прошлом году добыча нефти в Югре была на 11% меньше уровня добычи 2019 года – 210 млн т против 236,1 млн т.
Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Наталья Комарова, озвучивая на днях инвестиционное послание, отметила, что в 2021 году наметился небольшой рост, в округе будет добыто 214 млн т нефти. За год в регионе введены в эксплуатацию семь новых месторождений, из них в промышленную – одно (Восточно-Каюмовское), в пробную – шесть (Восточно-Янчинское, Северо-Западно-Пылинское, Чапровское, Западно-Каренское, Ай-Курусское, Западно-Икилорское).
Она подчеркнула, что в условиях энергоперехода важно не снижать объемы внедрения новых, экологичных технологий добычи, снижения углеродного следа. "Нефтегазодобывающие компании активно внедряют "зеленые" технологии. С целью восстановления поглощающей способности лесов компаниями проведены лесовосстановительные мероприятия на площади 22,8 тыс. га. Всего в текущем году на природоохранные программы и мероприятия компаниями инвестировано порядка 73 млрд руб.", – сказала Наталья Комарова.
То есть, насколько можно судить, энергопереход необязательно сулит отказ от добычи совсем, а означает модернизацию технологий. Конечно, освоение альтернативных возобновляемых источников энергии – дело хорошее, но и начать переходить на них сию секунду было бы крайне недальновидно. Тем более, что на экологической повестке дня в России есть и куда более важные вопросы.
"Вопросы очистки не только воздуха, но и воды – ключевые для нашей страны, и лучше на них сосредоточить внимание, когда говорят про грамотное и экологичное развитие всех отраслей энергетики, – говорит в беседе с Накануне.RU академик Алексей Конторович. – Компании, рассчитывающие на разработку возобновляемых источников энергии, пытаются перетащить на себя инвестиции, но если наши банки и компании прекратят инвестировать в новые технологии в области нефтегазового комплекса, в укрепление сырьевой базы, то это приведет к неизбежным катастрофам. Вы видели, что произошло в этом году в Европе, которая гордилась тем, что она на 30% перешла на возобновляемые источники энергии? Холодная зима – и они умоляли дать газ. А в Сибири что будет, если будет такая история? Будем ждать ветерка в – 40?"
"Когда мы говорим о развитии регионов с высокой добычей, что по нефти, что по газу – ХМАО, ЯНАО – это [энергопереход] произойдет скорее за пределами 30-х годов, – комментирует в беседе с Накануне.RU директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. – Есть комфортное десятилетие, чтобы подготовиться к дальнейшему изменению структуры промышленности этих регионов. По газу ситуация получше, потому что, по всей видимости, изменения по газу – это 40-ые годы, середина века, а добыча нефти, повторюсь, раньше будет снижаться".
И тем не менее, как отмечала недавно на пресс-конференции губернатор Наталья Комарова, Югра – это по-прежнему нефтегазовая провинция мирового уровня и масштаба, практически лидер среди не провинций, а государств по добыче нефти. И свои традиционные отрасли регион уже задействует для перехода на "зеленые" технологии. "По оценкам Всемирного банка, Югра – лидер России по темпам роста эффективного использования нефтяного газа. Рационально используется свыше 95%. Мы рассматриваем нефть и газ как источник и возможность модернизации экономики. Среди перспективных направлений – газонефтепереработка, выработка электроэнергии. Последнее направление мы очень активно эксплуатируем", – сказала Наталья Комарова.
По мнению Сергея Пикина, развивать регион и по другим направлениям нужно уже сейчас, направления эти не должны быть связаны с нефтью, например, это может быть и создание... площадок для майнеров.
"Рецепты уже прорабатывались – начиная с социального направления, заканчивая It-сферой, энергетикой. Допустим, сейчас мода на создание площадок под datа-центры или для майнеров, суть в том, чтобы найти потребителей, которым нужна дешевая энергия. У ХМАО в силу большого количества месторождений, большого объема попутного газа при добыче нефти тоже есть возможность не просто его утилизировать, но и использовать, например, для выработки той же дешевой энергии для крупных дата-центров", – говорит он.
Пока же "зеленую экономику" приветствуют и надеются, что можно отговориться от печального будущего достижением углеродной нейтральности. Как сообщила на днях губернатор Югры Наталья Комарова, с 1990 года добывающие компании региона снизили выбросы парниковых газов на 13%, до 105,4 млн т эквивалента СО2, а уровень использования попутного нефтяного газа довели до 95,5%.
Пока у нас готовятся к худшему, но может оказаться и так, что "зеленый энергопереход" окажется не более, чем иллюзией. Помимо "погодных неожиданностей", с которыми все равно придется сталкиваться, некоторые ученые, несмотря на пандемию, прогнозируют рост количества людей на Земле до 9 млрд, а это будет требовать энергии, говорит в беседе с Накануне.RU Алексей Конторович. А значит, рассчитывать на то, что нефть, газ и даже уголь будут полностью вытеснены из энергетики – это какая-то фантастика, явно не опирающаяся на реальные расчеты.
"Приведу пример: в начале 20 века человечество потребляло 96% энергии из угля. Мы освоили нефть, газ, гидроэнергию, атомную энергию, но к концу 20 века потребление энергии увеличилось настолько, что ни один из этих ресурсов не был сокращен, не выпал из обихода человека. Теперь предлагается за 30-40 лет полностью сломать всю экономику и сломать всю энергетику. Я думаю, что это иллюзия, за которой нет никакого экономического и научного расчета", – говорит Алексей Конторович.
Нефтяная и газовая промышленность нашей страны пока может работать спокойно, она должна развиваться, но идти нужно по пути большей экологичности отраслей, здесь речь не только об углекислом газе, тут и угольная пыль, канцерогены, которые возникают при сжигании угля на электростанциях, от них конкретные люди погибают быстрее, чем от углекислого газа погибнет все человечество, заключает эксперт.