06 Января 2025
search

Сохранит ли Россия базы в Сирии?

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы


Общество В России

"Сегрегация" vs "военное время": в Общественной палате РФ начали обсуждение законопроектов о QR-кодах

Противники и сторонники ограничений пытаются создать список поправок

Общественники, на которых Госдума хочет свесить львиную долю ответственности за принятие решения по законопроекту о QR-кодах, сегодня начали работу над предложением правительства. Оно, напомним, предлагает ввести QR-коды в самолетах, поездах и общественных местах (на самом деле структура документа сложнее, но суть такова).

Обсуждение, которое было достаточно горячим, можно разделить на две части: собственно выдвижение предложений и поправок (их было много) и спор между сторонниками и противниками QR-кодов о самой возможности ограничения прав граждан. Противники считают, что законопроекты – это "сегрегация" и нарушение Конституции, сторонники напирали на то, что сейчас время по сути военное, а в условиях военного времени (угрозы жизни граждан) ограничение конституционных свобод возможно, что тоже прописано в законе.

Интересно, что всю неделю спикер Госдумы Вячеслав Володин призывал коллег не торопиться с рассмотрением законопроектов, напоминая, что "предложения должны высказать регионы и общественность". Но сегодня на заседании ОП не раз звучало, что ответственность все-таки на парламенте. "Мы выработаем заключение, которое направим в Госдуму. Госдума будет принимать решение", - заявила секретарь Общественной палаты России Лидия Михеева в начале четырехчасового обсуждения. Также в первой части заседания председатель комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Хубезов сообщил, что сегодня заседавшая параллельно Национальная медицинская палата (под руководством Леонида Рошаля) "однозначно проголосовала за введение QR-кодов". "От медсообщества другого мнения нет", - добавил он.

Медицинское сообщество действительно довольно монолитно в этом мнении, по крайней мере, все медики, которые приняли участие в заседании ОП, высказывались за QR-коды, а некоторые еще и за обязательную вакцинацию. Убедительности их словам придавал внешний вид: они выходили на связь с рабочих мест в больницах, в защитных костюмах и респираторах. Тем не менее, их риторика была хоть и жесткой, но с объяснениями по поводу волны протеста. "То недоверие, которое высказывают люди - это все глупости и недостоверная информация, которая распространяется в интернете. Они читают новости недостоверные, поэтому так ко всему относятся", - объясняет Алексей Горбунов, врач ГКБ № 67 (Москва).

больница, красная зона, врач, коронавирус(2020)|Фото: Пресс-служба ЦВО

Неожиданно, но тут с критикой врачей согласились люди, которые обычно выступают на стороне властей. Депутат Госдумы Мария Бутина также заявила, что "налицо проблема недостаточности информации". "Задача правительства разъяснять эти моменты", - заявила девушка, добавив, что сама заблуждалась, например, насчет людей, выступающих против QR-кодов, путая их с антиваксерами. Именно из уст Бутиной, которая цитировала одного из избирателей, приславшего ей обращение, впервые на заседании прозвучало слово "сегрегация". Михеева ее сразу попыталась поправить, мол, слово некорректное.

Но следом выступила лидер движения "Лига безопасного интернета" Екатерина Мизулина. Она заявила, что ее организация призывает Госдуму вообще отказаться от рассмотрения законопроектов. "Ситуация взрывоопасная, она может дестабилизировать ситуацию в стране и вывести людей на улицу. Чиновники перестали людей слышать, к протесту подталкивают людей, которые не склонны к протестной деятельности, не сторонники Навального. Это традиционное, консервативное большинство, которое верит в нашу Родину, рожает детей. Сейчас их называют антиваксерами, хейтят, обижают", - говорит общественница. Она обвинила власти в провале информационной кампании: "У людей вакуум информационный, они вынуждены домысливать, фантазировать".

Также Мизулина обратила внимание на возможные утечки баз данных, а предложения включить в QR-код фотографию и паспортные данные гражданина и вообще назвала "диверсией против суверенитета РФ".

Также среди критиков законопроектов были Анна Швабауэр, член экспертно-консультативного совета по вопросам семейного права Совета Федерации, и актриса, общественница и волонтер Ксения Алферова. Швабауэр перечислила все статьи Конституции, которые, по ее мнению, нарушают QR-коды. Она сделала акцент на том, что вакцинация оказалась по факту добровольно-принудительной. "Законопроекты выкручивают людям руки, толкая их на преступления", - заявила она.

Алферова и блогер-миллионник Екатерина Шикина проиллюстрировали доводы Швабауэр.

  • Алферова рассказала о случае в Казани, когда бабушка была вынуждена со слезами ретироваться из магазина, у нее был кнопочный телефон и предъявить QR-код она не смогла. Актриса отметила, что магазин был продуктовый, а значит, требование QR-кода там вообще является нарушением закона.
  • Шикина привела в пример беременную женщину, которая не может вакцинироваться, не может получить медотвод и не может зайти в магазин, чтобы купить одежду для будущего ребенка. Как бы слово "сегрегация" ни резало ухо собравшимся, звучало оно довольно часто.

У сторонников законопроекта, которых (забегая вперед) было больше, аргумент был таков: свободы могут ограничиваться в условиях риска жизни граждан. Жизнь и здоровье являются безусловным приоритетом. Они указывали на решения в том числе ЕСПЧ о законности ограничений, а председатель Российского Красного Креста Павел Савчук сообщил, что неделю назад он был в Швейцарии, где все население ходит с QR-кодами, никто не жалуется и все довольны. Замсекретаря ОП Владислав Гриб напомнил, что в Австрии за отказ от вакцинации ввели штраф в 3600 евро. При этом он высказал популярное мнение о том, что термин QR-код довольно неприятный, его можно заменить на справку, сертификат, паспорт и т.д.

Пункт тестирования на COVID-19(2021)|Фото: Пресс-служба аэропорта Кольцово

Глава рабочей группы ОП по противодействию распространению фейков в сети Александр Мальеквич удивился гражданам, которые переживают по поводу QR-кодов, когда их "цифровой след" в сети уже сейчас тянется на куда более длинную дистанцию: "Переживают по поводу QR-кодов граждане, которые пользуются смартфонами, фитнес-браслетами, банковскими картами, скидочными картами, соцсетями. В сети уже и так полно информации о вас. И после этого они беспокоятся, что государство что-то узнает".

Малькевич также заметил, что различные опросы и голосования в сети – "благодатнейшая почва для манипуляций". Например, в его собственном опросе в Telegram 39% участников заявили, что не верят в пандемию. "В сетевом пространстве идет гражданская война, когда идет брат на брата. С Мизулиной мы всегда были близки, для меня это тоже личная драма, у нас существенные расхождения", - рассказал общественник.

Что предложили в качестве поправок

Одна из самых весомых поправок, предложенных многими выступавшими, касается включения в перечень разрешительных документов анализа на антитела. Пока законопроекты не предполагают выдачу QR-кода всем, имеющим высокий уровень антител, между тем, это могло бы облегчить жизнь вакцинированным иностранными препаратами, бессимптомно переболевшим и т.д. Некоторые общественники предлагают делать анализы бесплатно. Также все инициаторы поправки предлагают определить на уровне Минздрава уровень антител, который будет считаться достаточным для получения QR-кода.

Другое предложение – ввести исключения для перелетов, поездок в поездах и для посещения общественных мест, когда гражданин может предъявить ПЦР-тест (сейчас в законопроекте такого тоже не предусмотрено). Это касается, например, случаев смерти или болезни гражданина или его родственников и т.д. Прозвучало и предложение сделать для таких граждан ПЦР-тестирование в аэропортах и на вокзалах бесплатным, поскольку для многих из них (например, сопровождающие инвалида лица) могут быть сильно ограничены в средствах, а ПЦР-тест не дешев.

С транспортом связано еще одно предложение: нужно отменить требование QR-кода при покупке билетов. Представители отрасли отмечают, что это скажется и на перевозчиках, и на продавцах билетов, и на пассажирах. Например, пассажир может приобрести билет за три-шесть месяцев – за это время он успеет не только привиться, но и даже ревакцинироваться, а QR-код предъявить при посадке.

Наконец, неоднозначно было встречено предложение объявить амнистию тем, кто купил справки. Одни общественники считают, что их нужно простить и даже дать определенную отсрочку, чтобы они успели вакцинироваться по-настоящему. Другие настаивают на наказании, потому что это подделка документов, что является уголовным преступлением.

Наибольшую солидарность вызвало предложение сформировать широкий, пополняемый и оперативно изменяемый, с разъяснениями профильных специалистов, реестр заболеваний и состояний, дающих медотвод. К этому реестру создать единую форму медотвода, которая также будет дублироваться QR-кодом.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС