Пересмотр итогов приватизации в Китае начинается с Lenovo?
Спецпроект "Социализм с китайским лицом"В Поднебесной вслед за проблемами Джека Ма набирает обороты новый скандал. Миллионы пользователей китайского интернета обсуждают ролики, в которых экономист Сыма Нань критикует руководство компании Lenovo. Эту дискуссию не комментируют власти страны и не освещают официальные СМИ. Однако в блогах и чатах выступления Сыма Наня широко расходятся и горячо обсуждаются. Lenovo вложила огромные суммы в пиар с тем, чтобы обличить экономиста, но пока получается не очень успешно. За пределами Китая история остаётся почти неизвестной — о компании и её продукции знают многие, а вот об учёном этого не сказать. А зря, ведь на самом деле речь идёт не о нападках на известный бренд, а о выходе на поверхность важнейших противоречий современной китайской экономики. Подробности — в материале Накануне.RU.
Сыма Нань (司马南) — приглашённый профессор, сотрудник Центра социальных исследований Пекинского университета. Подобно многим китайцам, родившимся в середине 1950-х гг., он, получив высшее образование, был отправлен на работу в сельскую местность. Там трудился в полувоенном строительном корпусе Шэньянского военного округа неподалёку от границы с СССР. Вскоре после смерти Мао Цзэдуна вступил в КПК, в 1980-е работал в министерстве торговли, но затем оставил госслужбу и партийную карьеру, занявшись наукой и публицистикой. В последнее время китайский зритель знал Сыма Наня как борца с лженаукой, мистикой и суевериями. О его основной работе вспоминали реже, но теперь выступление учёного против Lenovo превзошло по популярности все разоблачения шарлатанов от боевых искусств или гимнастики цигун.
В своих видео экономист обвинил компанию Lenovo в расхищении государственной собственности, аномально высоких выплатах топ-менеджменту, завуалированной помощи американской армии. Представители Lenovo ответили тем, что Сыма Нань выступает против достижений политики реформ и открытости. В итоге разгорелась большая дискуссия о том, к чему привело развитие частной собственности в КНР на протяжении последних 40 лет, и о том, какое предпринимательство нужно современному Китаю.
Показательна история возникновения компании. Lenovo не была создана в гараже самоучками-частниками, а изначально существовала как госструктура. Крупнейший мировой производитель ПК возник в 1984 г. как компания по разработке новых технологий при Институте вычислительной техники Китайской академии наук. Название Lenovo (联想) возникает только семь лет спустя, в 1991 г., тогда юрлицо получает наименование "Пекинская компания по разработке новых компьютерных технологий Lenovo". Связь с академией наук тогда исчезла только на вывеске, но в 2000 г. происходит реструктуризация. Уставной капитал расширен до 660 млн юаней, причём Китайская академия наук сохранила за собой 65% акций, а остальные 35% распределены между её сотрудниками. Это обычная мера, применявшаяся в те годы для материального поощрения работников госпредприятий. Например, в Huawei свыше 90% принадлежит сотрудникам.
Но в 2009 г. происходит новое перераспределение акций — 29% выкупает структура Oceanwide Group, 35% остаются у сотрудников, а сама Китайская академия наук потеряла контрольный пакет — у неё осталось только 36%. От Oceanwide Group было получено 2,7 млрд юаней. Сумма немалая, однако на 2008 г. активы Lenovo оценивались в 13,94 млрд юаней, а 29% акций соответствовали 4,042 млрд юаней.
Таким образом, новые получатели акций приобрели их, выгадав более 1 млрд юаней, а вот польза для самой компании весьма не очевидна. Фактически, сотрудники госкомпании отстранили её от управления — случай немыслимый в современном Китае, но возможный благодаря различным лазейкам в законодательстве на раннем этапе реформ. В 2012 г. пакет акций Lenovo был разделён уже между десятью владельцами. Среди акционеров появились иностранцы, а у Китайской академии наук совсем не осталось рычагов влияния на своё бывшее подразделение.
Ещё спустя два года в академии проводила ревизию Центральная инспекционная комиссия, выявившая проблемы с точки зрения утраты прав и интересов государства. Хотя детали решения инспекционной комиссии не разглашались, но именно Lenovo — самый яркий случай такого рода. Интересно, что хотя с момента ревизии прошло семь лет, устранением выявленных проблем никто не занимается.
И, казалось бы, какая разница, какого цвета кошка, если она ловит мышей? Ведь коммерческие успехи Lenovo всё равно впечатляют, а её продукция широко известна по всему миру.
Чистые активы составляют только 234,5 млрд юаней, нематериальные активы 522 млрд юаней, из которых большая часть (318 млрд юаней) приходится на... коммерческую репутацию. А такой актив может легко обесцениться в случае каких-то изменений в мировой экономике. По данным, которые приводит Сыма Нань, с 2006 г. по настоящее время Lenovo получила прибыль в 610 млн долларов, из которых 410 млн пришлись на дивиденды, причём большая часть этой суммы распределена между топ-менеджерами, которые являются по совместительству основными акционерами. Сыма Нань называет их "богатыми настоятелями бедного храма". Руководство получило до 30% прибыли, тогда как доходы Китайской академии наук, обладающей небольшим пакетом акций, оказались совсем невелики.
А если учесть текущую задолженность перед поставщиками, то Lenovo, по его мнению, уже, вероятно, неплатёжеспособна. Став де-факто частной компанией, Lenovo выплачивает баснословные вознаграждения руководителям при очень низких тратах на НИОКР. Критики упрекают экономиста за неверные расчёты, но даже по их данным получается, что руководителям такой крупной компании достаётся 10,75% прибыли. При этом компания не инвестирует в основные разработки, такие, как например, исследования микросхем.
После выхода видео Сыма Наня топ-менеджеры Lenovo Лю Чуанчжи и Ян Юаньцин призвали всех сотрудников выступить в защиту компании, однако это возымело противоположный эффект.
"Когда Ян Юаньцин получал 100 млн юаней в год, он не приглашал рядовых сотрудников на обед. А теперь, когда начались сложности, можно сказать, что все они — члены одной семьи. Сотрудники среднего и низшего звена не имеют отношения к этому, да и сами не прочь узнать, сколько секретов скрывает руководство", — подобные отзывы в китайском сегменте Сети сейчас не редкость.
На этом фоне стал набирать очки Жэнь Чжэнфэй, основатель компании Huawei, последовавший стратегии "независимость и самостоятельность". Такой путь, указанный ещё Мао Цзэдуном, привёл Huawei к мировому лидерству в области 5G. Лю Чуаньчжи от китайских пользователей достаётся за то, что он превратил госпредприятие в частного сборщика компьютеров и стал едва ли не "тенью американского империализма".
Вообще отсылки к идеям Мао, колониализму и империализму связаны с тем, что Сыма Нань не столько указал на проблемы конкретной компании, сколько обозначил главное противоречие китайской экономики последних 30 лет. Обычно считается, что реструктуризация государственных и коллективных предприятий в начале 1990-х гг. привела к появлению множества компаний, конкурентоспособных в условиях рыночной экономики. Однако после 1992 г. много государственных предприятий в Китае было продано по низкой цене, а десятки миллионов рабочих были уволены. Китайский рабочий класс впал в абсолютную нищету. Многие простые рабочие все еще полны печали и гнева, когда вспоминают об этом. О неравномерности развития говорит и председатель Си Цзиньпин, продвигающий идею общего процветания.
Пока о проблемах приватизации говорит эпатажный блогер, а власти продолжают хранить молчание. Эту дискуссию прокомментировал только главред таблоида Global Times Ху Сицзинь. Издание известно как негласный рупор КПК и славится резкими оценками самых разных событий. Однако в данном случае Ху Сицзинь не стал публиковать редакторскую колонку, а высказался только в личном аккаунте. Он отметил, что частные предприятия в своё время создали множество рабочих мест и всемирно известные бренды. Но, в то же время, счёл объяснения Lenovo по поводу приватизации государственных активов неубедительными. Ху Сицзинь предложил высказаться по этому поводу руководству академии наук, а также осудил высокие доходы топ-менеджмента Lenovo.
Ситуация остаётся в подвешенном состоянии, но очевидно, что даже в китайском обществе назрела дискуссия об итогах и цене приватизации 90-х. Руководство страны считает курс Дэн Сяопина правильным и до сих пор говорит о необходимости социалистической рыночной экономики. Но польза от продажи государственного имущества в отдельных случаях уже публично подвергается сомнению. По мере нарастания сложностей в мировой экономике, таких сомнений будет всё больше. Чем это обернётся конкретно для Lenovo, пока неизвестно. Но очевидно, что долго сохранять статус-кво не получится.