"Дальнобойщикам надо объединяться, а они сейчас, как растопыренные пальцы"
Нынешний год прошел под знаком роста цен буквально на всё, и кризис не прошёл незамеченным и для отрасли автоперевозок.
На востребованных направлениях, например, Москва-Санкт-Петербург, цена перевозки выросла почти вдвое по сравнению с серединой 2020 г., в среднем по стране — примерно на 20%. На российско-китайской границе грузовой транспорт вообще уже много месяцев простаивает в пробках. На юге же страны вскрылась коррупционная схема, в которой сотрудники ГИБДД выписывали фальшивые "пропуска" для водителей зерновозов, однако громкие задержания обернулись неприятностями лишь для конкретных фигурантов, а масштабных преобразований в контроле за перевозками зерна не последовало.
Член генсовета "Партии Дела", председатель центрального совета Межрегионального профессионального союза водителей Александр Котов рассказал Накануне.RU о том, с какими проблемами сталкиваются работники отрасли.
— Расценки на грузоперевозки сейчас заметно растут. Увеличивается ли вместе с этим доход водителей?
— У каждой отрасли есть свой сленг. У нас доход называется "деньги, которые поступили в кабину".
— Расскажите поподробнее, что это значит?
— Схема следующая: владелец грузов через посредников ищет транспорт. И вот у этих посредников остаётся до 50% от стоимости фрахта. Если ты раньше хотел взять нового водителя, то ты давал объявление и к тебе приходили, а сейчас приходится покупать информацию. Не знаю, выросли ли эти проценты или нет, но то, что "попадает в кабину", осталось на уровне 2014-2015 гг.
— А стоимость бензина подорожала значительно, 2021 год не стал исключением.
— Всё подорожало: запчасти, резина, топливо. Зарплата водителя тоже увеличилась, но только потому, что не хватает дальнобойщиков, люди не хотят идти работать. Обновления нет, дефицит водительского состава, а значит, водители имеют полное право и просят за свою работу больше. Зарплата возросла до ста тысяч рублей в месяц, но вместе с этим возросла и эксплуатация — простои за погрузки не считаются, людям платят с колёс — сколько километров приехал, столько и получил.
— И насколько возросла эксплуатация?
— Статистикой такой вряд ли кто обладает, по разным грузоперевозкам она разная.
Дальнобойщики летают, как самолёты. Те, кто работает на коротком плече, у них есть какая-то почасовая оплата, как они договорятся с работодателем. На нашем сленге работодатель называется "барин". Вот как они с "барином" договорятся, так и будет.
— Как влияет на отрасль автоперевозок злополучный "Платон"?
— "Платон" не возрос, а вот на платных участках трасс раньше был ночной тариф и дневной тариф. Ночной был меньше дневного, а сейчас стоимость проезда ночью по платным участкам стала такой же, как днём. Во-вторых, в пятницу, субботу и воскресенье тариф за проезд по платным участкам возрос. И возрос он существенно — процентов на 20-30. Когда я в пятницу ехал по трассе "Дон", то на предпоследнем участке стоимость проезда была 300 руб., а сейчас [во вторник] 240. Разница в 60 руб.
— Приходит много новостей с Дальнего Востока. После того как в Китае ужесточили карантин на КПП, на границе скопились большие очереди из грузовиков, причём местный криминал якобы пытается продавать в этих очередях места...
— Мне звонил один раз товарищ, говорит, что всё плохо. Спрашиваю — а конкретнее? Он говорит — перезвоню попозже. Народ у нас такой — пока жаренный петух не клюёт, они и не обращаются.
— То есть с проблемами не борются сообща?
— Да, объединяться не хотят. Когда звонят, просят — я откликаюсь. А когда звонков нет — ничего не знаю. Если бы они были объединены, то можно было бы как-то влиять на ситуацию. Но сейчас все, как растопыренные пальцы, и каждый старается решить свою проблему — то есть залезть вперёд всех.