"Ничего не знаем, но строить будем". Охранную зону у озера Шарташ "за копейки" отдают под застройку?
В среду, 8 декабря, в Шарташском лесопарке встретились стороны, выступающие за и против строительства термального комплекса "Баден-Баден" у городского озера. Директор лесопарка Артур Зиганшин и инвестор, а также владелец термальных комплексов Евгений Кононов провели экскурсию журналистам и общественникам, показав место, где в 2023 году должны начаться строительные работы.
Первая очередь "Баден-Баден", по планам, может разместиться на территории пляжа "Экспресс", где планируется воссоздать спортивную базу и общественный пляж с точками питания и туалетами. Также, по словам Артура Зиганшина, береговая линия по закону РФ должна быть в свободном доступе и составлять 20 м шириной. Вся береговая полоса, предусматривающая строительство, – 50 м. Однако от берега до дороги ширина всего составляет около 25-30 м, отмечает эколог Андрей Хазов. По его словам, планы инвестора выглядят красиво только на бумаге, однако в реальности сдержать обещание не трогать озеро Шарташ будет весьма затруднительно.
"Береговая защитная полоса – 50 м. В 20 из них доступ должен быть свободный. В это же время водоохранная зона у Шарташа 200 м. Но даже если взять эти 20 м, где они собираются строить? Здесь расстояние от берега до дороги 25-30 м максимум. Где они собираются это делать, чтобы не нарушить водное законодательство? Им тогда надо отсыпать пляж песком, и они будут это делать за счет озера, а у озера нельзя забирать территорию. Только за счет песка у них будет больше территория – дорогу они все равно не переместят", – отметил эксперт.
Возмущение общественников также было связано с несвоевременностью, по их мнению, действий областного министерства природы и экологии, которое спустя почти 20 лет с присвоения озеру Шарташ статуса природного памятника все еще не наделило его охранной зоной. По мнению горожан, именно по этой причине сейчас на территории разрешено строительство, на что и сослался Артур Зиганшин, заявив, что строительство не проходит на территории ООПТ.
Однако и статус ООПТ не особо останавливает желающих возвести термальный комплекс. Ведь вторая очередь должна появиться на 26-ом участке лесопарка недалеко за пляжем, где, по словам Артура Зиганшина, еще до 2018 года нередко можно было увидеть агрессивных граждан, распивающих спиртное.
Одним из основных вопросов стала стоимость участка, который при площади, почти в 8 раз превышающей территорию "Баден-Бадена" на Уктусе с кадастровой стоимостью в 50 млн, стоит всего около 60 тыс. руб. Инвестор Евгений Кононов заверил, что причина в статусе участка, поскольку лесная территория стоит "копейки" по сравнению с земельными участками, коими и являлась территория на Уктусе. Именно поэтому, только после смены статуса, изменится и кадастровая стоимость, да и в принципе речь идет не о покупке, а об аренде участка. Сколько будет стоить аренда и впоследствии сам участок, который можно будет свободно выкупить после капитальной застройки, до сих пор остается неизвестным. Однако данную территорию уже готовятся вывести из ООПТ для последующего строительства комплекса.
Между тем, замминистра природы и экологии региона Вероника Русинова неустанно цитировала слова директора лесопарка об ужасном состоянии территории, что якобы и должно исправить возведение комплекса. Однако на вопросы о том, почему минприроды так и не способствовало залесению участка за эти годы и какие меры были предприняты для его восстановления, ответить не смогла, перебивая внимание на общественников. При этом сам Артур Зиганшин ответил, что, кроме ликвидации застроек незаконного арендатора в 2018 году, на этой территории никаких мер по восстановлению не предпринималось.
Сама же Русинова не забыла упомянуть, что в тот тяжелый период никто не интересовался территорией и нехваткой деревьев, да и до сегодняшнего дня никто не приходил и не сажал их, однако "сегодня почему-то вокруг ООПТ поднялся такой ажиотаж". Активисты отметили, что особо дико слышать подобное от минприроды, выступающего не за сохранение леса, а за строительство базы отдыха на территории, которой еще предстоит ряд проверок, в том числе и экологической.
"Так я не против того, чтобы здесь был лес, но почему вы думаете, что территорию нужно залесить и все? Надо же одновременно развивать. Хозяйственник, который придет на территорию, он же будет одновременно следить за ней. Не спускайте эти вещи. А для того, чтобы комплекс не навредил природе, и проводятся экспертизы и государственные в том числе", – рассказала Накануне.RU Вероника Русинова.
Инвестор также заявил, что выступает за восстановление лесного массива, и пообещал быть внимательным к зеленым насаждениям и всей прилегающей территории комплекса.
"Я тоже за деревья, я тоже за благоустройство, я за чистоту и порядок. Но, ребят, вы знаете, сколько вокруг Шарташа таких пустырей незалесенных, которые можно засадить? Прибрежная часть и будет залесенная. Господа, посмотрите всевозможные памятники природы – они все гармонично сочетаются с рекреационными центрами. Давайте в каменный век тогда пойдем, и ни одного рекреационного комплекса тогда нигде не появится. Абсолютно везде они строятся на берегу водоемов. Здесь будет более 500 деревьев", – заявил Кононов.
Однако после этого инвестору пришлось столкнуться с еще одной претензией. Так, в рекреационных целях на территории лесопарка разрешены капитальные застройки, однако они не подразумевают жилые дома. При этом, по словам Кононова, в планах присутствует строительство гостиницы.
"Вторым этапом мы планируем построить гостиницу, но на сегодняшний день мы не приступили к проектированию по той простой причине, что мы находимся в стадии оформления земельного участка. Но гостиничное пребывание здесь планируется. По замыслу изначально планировалось строительство на базе "Экстрим", но на сегодняшний день, после замечания общественности, мы проект крутим-вертим-смотрим, будем сокращать. Поэтому тут все будет зависеть от того, как быстро мы оформим земельный участок", – рассказал инвестор.
Еще одной проблемой, по словам горожан, станет транспортная загруженность. С ЖБИ есть два выхода: через "Калину" и Малышевский мост, и появление новых ЖК в микрорайоне с каждым годом только больше усугубляет ситуацию на дорогах. Таким образом, с предполагаемой посещаемостью "Баден-Бадена" на Шарташе в 2 тыс. человек в день весь район может просто встать.
"Мы когда задумывали мастер-план, приглашали специалистов, которые сразу же обратили внимание на мост. Они сказали, что мы можем расширить мост до 10 полос, но это не поможет, так как район является транзитным. Было предложено, как идея, не в рамках Шарташского кластера, развивать альтернативные выезды с ЖБИ. Именно с этой целью, насколько я знаю, администрацией города предполагается большая работа по уширению проезжей улицы. Все это звенья одной цепи, потому что локация одна", – заявил директор лесопарка.
Однако пока это не более, чем слова директора лесопарка, который никак не может повлиять на строительство новых развязок. На встрече также присутствовал председатель Екатеринбургской городской думы Игорь Володин, однако почти все время он воздерживался от каких-либо комментариев, молча наблюдая за дискуссией.
Таким образом, можно подвести итог, что за строительство "Баден-Бадена" на участке, который, вероятно, уже в ближайшем будущем станет бывшей ООПТ, выступает и областное министерство природы. При этом экспертизы территории еще не завершены:
- не изучен грунт, исходя из чего можно будет определить, какой глубины будет фундамент;
- неизвестна глубина подземных вод;
- по всей видимости, не учтена вероятность превращения озера Шарташ спустя непродолжительное время в болото;
- не исключен и риск вреда окружающей среде при появлении огромного числа людей на собственных авто и временно проживающих на территории комплекса;
- до сих пор не решен вопрос с охранной зоной природного памятника;
- не рассматривается и вариант изначальной транспортной разгрузки микрорайона ЖБИ перед введением термального комплекса в эксплуатацию.
Пока строительство перенесено почти на год из-за заказа экологической экспертизы по выводу участка из зоны ООПТ, завершение которой запланировано на январь 2022 года. После этого еще год будет разрабатываться проект. Будут ли в нем учтены все сегодняшние замечания – остается под вопросом.