Молоко по 100: маркировка ускорила рост цен
Жители Свердловской области жалуются на резкий рост цен на молочную продукцию. В различных торговых сетях стоимость литра молока в пластиковых бутылках 2,5-3,2% жирности сейчас находится в диапазоне от 70 до 90 руб., что существенно превышает привычный населению уровень в 50-60 руб., а продукция 4% и вовсе стоит больше 100 руб. Производители отмечают, что причиной такого роста стал дефицит кормов из-за засушливого лета, что сказалось на себестоимости. К прочему, в России продолжают внедрять маркировку молочной продукции, что требует от компаний-переработчиков дополнительных вложений, а также замедляет производственный процесс. Однако, как уверяют участники рынка, текущий скачок цен – еще не предел и стоимость по всей линейке "молочки" продолжит расти. Пик ожидается в первом квартале 2022 года. Подробности – в материале Накануне.RU.
В Свердловской области зафиксировали новый рост цен на молоко и молочную продукцию. Жители региона жалуются на "непомерно дорогие" продукты на прилавках федеральных торговых сетей, приводя в пример стоимость одного литра молока 4% жирности на уровне свыше 100 руб. Молоко 2,5% и 3% тоже бьет по карману покупателей.
Недовольство граждан подтверждается и официальной статистикой. По данным ЦБ РФ, в октябре инфляция в Свердловской области выросла на 0,99 п.п. по сравнению с сентябрем и составила 8,18%, что незначительно выше среднего уровня по России (8,13%) и заметно выше, чем по УрФО (7,00%). Ускорение годовых темпов подорожания продовольственных товаров стало следствием роста затрат сельхозпроизводителей. В октябре годовые темпы подорожания продовольственных товаров в регионе составили 9,48% (+2,38 п.п. к сентябрю).
"Ускорение годовых темпов прироста цен на продовольственные товары в октябре произошло в основном под влиянием выросших издержек сельхозпроизводителей. Из-за сокращения урожая кормовых культур после летней засухи в регионе выросли затраты на закупку кормов в сегменте животноводства. В сочетании с растущими затратами на закупку ГСМ, оборудования и упаковочных материалов это привело к росту годовых темпов удорожания молочной, мясной продукции, а также куриных яиц", – пояснили в Уральском главном управлении ЦБ РФ.
Собеседник Накануне.RU в одной из компаний-производителей молока подтвердил, что за последний год цена в среднем по рынку выросла на 7%. Остальной рост лег в надбавку переработчиков и торговых сетей. В свою очередь, по данным Союза животноводов Урала, если в первом полугодии 2020 года себестоимость производства литра молока в среднем составляла 21 руб., то за тот же период текущего года поднялась до 23,5-24 руб.
Генеральный директор компании "Молочный кит" Игорь Пехотин связывает рост цен с введением маркировки на молочную продукцию.
"Маркировка дала прирост в конечной цене от 5 до 10%. К прочему, ее введение уронило скорость линий, а некоторые переработчики до сих пор не могут установить необходимое оборудование, все упирается в деньги. Мы считаем, что это избыточная мера и лишняя финансовая нагрузка. Также на цене сказалось удорожание сырья и регулярный рост затрат на упаковку, которая дорожает буквально каждые две недели. По нашим прогнозам, это не предел и в течение первого квартала 2022 года цены на молочную продукцию поднимутся еще в среднем на 5-10%", – пояснил Игорь Пехотин.
Собеседник издания добавил, что разумной мерой могло бы стать введение госрегулирования на определенные группы продовольственных товаров первой необходимости.
С 1 июня 2021 года была введена обязательная маркировка для категорий "мороженое" и "сыры". С 1 сентября ее расширили для товаров всех остальных подгрупп сроком годности более 40 дней. А уже с 1 декабря маркировка должна быть на всей молочке. Министерство сельского хозяйства РФ планирует направить компаниям 10 млрд руб. субсидий на компенсацию затрат на подорожавшие корма для скота, что в перспективе должно сдержать взрывной рост цен.
Однако производители молока уверены, что масла в огонь подливают и федеральные торговые сети, делающие неоправданно высокие наценки на продукты. В связи с этим компании уже пожаловались в Правительство РФ и Федеральную антимонопольную службу. Наибольшая наценка, по их данным, ставится на продукты, производство которых требует большого количества молока: сыр, масло, сметану.
"И еще главное в проблемах с продажами – у сетей очень высокие наценки, от 50 до 150%. Мы, как "Молочный союз России", вышли в Правительство и в ФАС, написали письма о том, что здесь нужно разбираться. Конечно, вмешательство в рынок недопустимо, но что касается сетей, то именно так нужно поступить. Ни в одной стране нет таких наценок на молочную продукцию", – заявляла ранее директор "Молочного союза России" Людмила Маницкая.
Напомним, что летом ФАС РФ уже проводила проверки крупных ритейлеров, таких как X5 Retail Group ("Пятерочка", "Карусель", "Перекресток"), "Магнит" и "Лента" на предмет сговора, направленного на рост и поддержание цен. По итогам работы антимонопольщиков было заявлено, что на федеральном уровне прорабатывается законопроект, ограничивающий рост цен в супермаркетах, однако пока подробностей по инициативе озвучено не было.