Глава Забайкалья объяснил слова об "оцеплении кварталов" опытом Китая. А каков он на самом деле?
Лебедь, рак и щука продолжают тянуть воз борьбы с коронавирусом в России. Законопроект о ведении QR-кодов на транспорте снят с рассмотрения в Госдуме, в то же время законопроект о действии таких ограничительных документов в общественных местах будет принят уже 16 декабря. То есть, перемещаться поездами и самолётами получится, а зайти в торговый центр без QR-кода, а то и без паспорта — станет проблематично. Регионы, между тем, уже давно действуют кто во что горазд.
Губернатор Александр Забайкальского края Александр Осипов и вовсе призвал "оцеплять кварталы" для вакцинации.
"Хотите, оцепляйте кварталы вместе с военными и Роспотребнадзором и вакцинируйте по спискам", — заявил он.
Реакция оказалась такой, что глава региона был вынужден закрыть комментарии к записи с этим высказыванием. Но Кремль никак не одернул Осипова. Дмитрий Песков даже назвал целесообразными "различные подходы региональных властей к агитации за вакцинацию от коронавируса". Позже приободренный Осипов сообщил РИА "Новости", что правительству региона нужно изучить опыт Китая в вакцинации от COVID и действовать "максимально и решительно".
То есть, по всей видимости, чиновник имел в виду, что такие жесткие меры действуют в Поднебесной, и властям в России следовало бы их перенять? Однако, если изучать опыт Китая даже поверхностно по тому, что известно из СМИ, то станет очевидно, что оцепление кварталов там хотя и практикуется, но не для вакцинации.
Китайский QR-код, или "код здоровья", в отличие от российского аналога, это не электронная справка о наличии прививки. Этот код получают все китайцы, имеющие смартфоны, где он "привязан" к аккаунту мессенджера WeChat (а он есть у всех обладателей телефонов, поскольку совмещает функции мессенджера, соцсети, электронного кошелька и т.д.). В случае, если в доме, где живёт обладатель аккаунта, или на транспорте, где он путешествовал, появляются заражённые, цвет кода меняется на жёлтый, если заражённых слишком много, или человек заболел сам — то на красный. С жёлтым кодом доступ в общественные места ограничивается, с красным — запрещается. Очаги заражения действительно блокируются, а все находящиеся в них проходят ПЦР-тестирование. При этом, сами тесты — бесплатны, их назначение — выявить заболевших среди возможных контактов. В случае, если заражение масштабное (как было в Ухане в 2020 г.) — объявляется чрезвычайная ситуация, которая и даёт основание для задействования военных.
В этих условиях бизнес, так же как и российский, сталкивается с проблемами. Поэтому с 1 января 2021 г. для малых и низкоприбыльных предприятий, а также индивидуальных промышленных и коммерческих домохозяйств, годовой налогооблагаемый доход которых не превышает 1 млн юаней (более 11 млн руб.), налог на прибыль уменьшен вдвое. Малые налогоплательщики с ежемесячным объемом продаж менее 150 000 юаней (1,7 млн руб.) освобождаются от уплаты НДС.
Это, в свою очередь, обуславливается стремлением китайских властей обеспечить именно нулевую заболеваемость ковидом. Во главу угла ставятся профилактика и карантин, а вакцинация осуществляется во вторую очередь (хотя и здесь показатели опережают российские, по данным, которые озвучивал китайский академик Чжун Наньшань, к концу года будет привито до 80% граждан КНР).
Похоже, в КНР все дело в планомерной работе и следовании чёткому курсу на нулевую заболеваемость. Поэтому, например, Китай до сих пор держит границы закрытыми. На вспышки в регионах страны отвечают приостановкой транспортного сообщения, а не усилением кампании по вакцинации. Всё это не даёт расходиться вирусу по стране.
К допандемийным условиям жизни, как отмечает Чжун Наньшань, можно будет вернуться только тогда, когда смертность достигнет 0,1% от числа заболевших (сейчас — около 1%) и будут разработаны препараты для лечения ковида. И до этих пор, даже несмотря на полную вакцинацию, карантинные меры не будут ослаблены.
В российских же условиях получается, что бизнес и население могут рассчитывать на весьма условные финансовые компенсации, а то и вовсе объявляются нерабочие дни "за счет работодателя". Человек при этом может быстро и без проблем добраться на самолёте откуда угодно в условное Забайкалье и создать там очаг заболевания, однако обвинять в этом будут "антиваксеров", хотя, как мы знаем, болеть и распространять инфекцию можно даже будучи полностью привитым.