"Родные стены" Крашенинникова не очень рады, что их будут реформировать
Реформатор местного самоуправления представил свою инициативу в ЕкатеринбургеЕкатеринбург стал первым городом, где обсудили новую инициативу Клишаса-Крашенинникова – законопроект об организации местного самоуправления. Региону "повезло" – соавтор документа и глава комитета Госдумы по законодательству и госстроительству Павел Крашенинников представляет в парламенте Свердловскую область.
Законопроект был внесен в Госдуму накануне, так что для полноценного обсуждения и, главное, вынесения замечаний свердловским парламентариям, мэрам и экспертам пришлось не спать всю ночь, читая многостраничный документ. Впрочем, основные спорные моменты в законопроекте очевидны и без глубокого погружения.
Крашенинников устроил краткий обзор документа. Он предлагается на смену действующему 131-му ФЗ, принятому в 2003 году. По словам депутата, в этот закон постоянно вносятся изменения, уже внесено 186, еще порядка 20 поправок на текущем рассмотрении в Госдуме. У Крашенинникова к таким "лоскутным" законам стойкое неприятие, он считает, что "должен быть новый закон, а не поправки".
В новом законе будет 11 глав и 89 статей (это пока, до внесения поправок).
"Вся территория России покрыта муниципальными образованиями, их более 20 тыс., только в Свердловской области их 94. Каждый сантиметр земли – это муниципалитет", – начал Крашенинников.
Главная новелла законопроекта – переход на одноуровневую систему местного самоуправления. Сейчас восемь видов муниципальных образований. Предлагается сделать три:
- городской округ (две трети населения живет в городах),
- муниципальный округ (сельские поселения),
- внутригородские территории городов федерального значения.
"Не меньше, чем в два раза сократится число муниципальных образований (МО). Поселенческий уровень почти уйдет. В поселениях давно не хватает управленческих кадров. Администрация часто переадресует людей на другие уровни. Муниципальный уровень тоже не горит желанием решать проблемы и отправляет обратно или на областной, или районный уровень", – продолжил депутат Госдумы.
Он привел пример, который, по его мнению, свидетельствует о неэффективности такого формата как сельское поселение – 600 МО данного типа было упразднено только за 2020 год, это данные Минюста России.
Структура органов местного самоуправления остается неизменной: глава администрации, администрация, представительный орган. По желанию МО может завести счетный орган. Все избираемые должности имеют срок полномочий пять лет. Глава МО избирается либо на муниципальных выборах, либо представительным органом (из собственного числа депутатов или из числа предложенных губернатором кандидатов).
"А теперь вещи, которые не всем понравятся", – анонсировал очередную главу законопроекта Крашенинников. В ней говорится об "установлении и усилении ответственности глав муниципальных образований перед главой региона". Губернатор сможет вынести предупреждение или выговор мэру, а если в течение месяца основание для выговора не будет устранено, то губернатор мэра может уволить. Также причиной отставки волей губернатора может стать "систематическое недостижение показателей эффективности".
Еще одна глава, на которую точно будут поступать поправки, – разделение полномочий. "Здесь мы ломали голову. Полномочий муниципальным образованиям хочется дать побольше, но они должны быть обеспечены финансово и кадрово", – прокомментировал соавтор законопроекта.
Пока в проекте два перечня полномочий: закрытый с неотъемлемыми полномочиями (27 полномочий, для всех одинаковые: это бюджет, обустройство, городское хозяйство и т.д.) и перераспределенные региональными властями полномочия (комплексное развитие коммуникаций, транспорта и т.д.). Соавтор законопроекта рассказал, что они с Клишасом как вариант предлагали отдать создание перечня полномочий на откуп правительству, но против этого "очень протестовал Сергей Семенович [Собянин]".
Наконец, Крашенинников описал сроки вступления законопроекта в силу (если он, конечно, будет одобрен): основная часть положений начнет действовать с 1 января 2023 года, небольшая часть вступает в силу сразу после принятия, переходные положения действуют до 2028 года. Рассмотреть законопроект в первом чтении планируется в конце января 2022 года, потом документ (если его примут) уйдет еще на месяц в регионы для внесения поправок.
Это, кстати, сильно встревожило местные власти: в сентябре 2022 года в Свердловской области в двух третях муниципалитетов должны пройти выборы, а если закон будет принят, то число МО сократится в регионе почти в два раза, структуры изменятся, избранные власти проработают меньше полугода. Если заранее подстраиваться под новые стандарты, то региональное законодательство в части выборов надо менять уже в мае. Крашенинников согласился, что работы в регионах его инициатива, мягко говоря, прибавит.
Интересно, что у свердловских властей хоть и нашлось немало замечаний к инициативе Крашенинникова, но почти все критики свои выступления завершали словами о том, что "в целом закон нужен".
У спикера свердловского заксобрания Людмилы Бабушкиной замечаний почти не было. "Законопроект выверен, сдержан, подготовлен качественно, у нас будет меньше замечаний, чем к закону о региональной власти", – заявила она.
С ней не согласен глава Екатеринбурга Алексей Орлов. "Новый закон не должен мешать выполнению нацпроектов, стратегических инициатив и достижению национальных целей, - начал градоначальник. – Очень аккуратным должно быть перераспределение полномочий между регионом и муниципальным образованием. Ни в коем случае нельзя задеть бюджетные возможности муниципального образования".
Орлов считает, что дополнительно с экспертами надо обсуждать как содержательные моменты (например, отнесение граждан к городским жителям – довольно тонкий вопрос), так и формулировки, к которым требуется глоссарий. К примеру, не дается определения агломерации, при этом термин в законопроекте используется, а понятие это очень широкое. Орлов предложил до принятия закона смоделировать его введение на двух-трех регионах в разных местах страны.
В недавнем прошлом глава уральской столицы, а ныне – сенатор Александр Высокинский поднял тему бюджетной обеспеченности.
"Показатель бюджетной обеспеченности по стране варьируется сильно. Есть муниципальные образования, у которых 220 тыс. руб. на человека в год, есть города-миллионники, в которых 30 тыс. руб. плюс-минус. Надо пообсуждать минимальный стандарт бюджетной обеспеченности. 100 тыс. руб. наверное не потянем, но тысяч 50-70… Города – не доноры, мы даем главе муниципального образования маленькие деньги и делаем его заложником. Контрольные органы будут с него спрашивать, а денег у него нет. Мы должны дать муниципалитету хотя бы строго определенный минимум денег, если муниципалитет заработал сверху что-то – дай Бог ему здоровья", – полагает Высокинский.
Директор государственно-правового департамента губернатора и правительства Свердловской области Игорь Ромшин отметил, что должен быть четкий перечень показателей эффективности работы мэрии, за недостижение которых губернатор сможет отправлять главу МО в отставку (и, разумеется, эти показатели должны быть реально достижимыми). Также он отметил, что много вопросов появляется по таким формам самоуправления, как сход граждан, и по городским правовым актам, принимаемым на сходах. Если сельские поселения как класс ликвидируются, то решения сходов и сами эти сходы оказываются фактические вне системы.