Украина и Польша на грани нового конфликта: Киев заблокировал полякам торговлю с Китаем
Требуя увеличить квоты на транзитные перевозкиУкраина уже неделю блокирует транзит в Польшу товарных поездов из Китая, требуя увеличить себе квоты на транспортные автоперевозки. Об этом пишет Rzeczpospolita. В чем причина такого демарша Киева?
Украина требует увеличить количество разрешений на автоперевозки до 200 тысяч в следующем году вместо 160 тысяч в текущем. Притом что они и так были увеличены год назад в угоду Украине. Польша, напротив, хочет их уменьшить. В Федерации работодателей Украины заявляют, что из-за низких квот украинских водителей приходится увольнять, а те едут на работу в... Польшу. То есть поляки просто переманивают водителей, которым еще и платят меньше. К тому же Украина теряет и грузопоток.
Польша резко сократила квоту в 2019 году — с 260 тысяч до 160 тысяч. И может урезать еще больше. При этом в 2016 году, то есть еще до ассоциации с ЕС, было 200 тысяч. Таким образом, подписав соглашение с ЕС, Украина вскоре ухудшила возможности возить товары в Польшу.
Польша аргументирует свою позицию тем, что количество разрешений на перевозки с украинской и польской стороны должно быть примерно одинаковым, а польские перевозчики полностью не использовали разрешения на 2021 год в объеме 160 тысяч. Поэтому и Украине нужно дать меньше. Аргумент крайне неприятный для Украины, поскольку та нуждается в Польше гораздо больше, чем поляки в Украине. К тому же увеличение квот для украинских перевозчиков создаст дополнительные пробки на границе, заявил заместитель министра инфраструктуры Польши Рафал Вебер.
Замглавы комитета Рады по вопросам экономического развития Дмитрий Киселевский сетует, что из-за отсутствия рейсов украинские водители-дальнобойщики увольняются и едут работать в Польшу или украинские компании перерегистрируются в Польше и платят там налоги.
"На автомобильный транспорт приходится 44% украинского экспорта в ЕС, сейчас сотни компаний и государственный бюджет Украины несут убытки из-за действий Польши. На Польшу приходится около 30% парка грузовых автомобилей ЕС. Именно для того, чтобы дать работу своим водителям, поляки ограничивают выдачу разрешений для украинских компаний", — написал он.
Исполнительный вице-президент Конфедерации работодателей Украины Алексей Мирошниченко отмечает, что на Украине и в ЕС в целом огромный дефицит водителей-дальнобойщиков и Украина теряет кадры и терпит экономические убытки. Многие уезжают в Европу, где они получают меньше местных, но гораздо больше, чем у себя дома.
Экономист Алексей Кущ указывает, что поляки имеют традиционно большую долю на рынке грузовых перевозок в ЕС. И зачем им еще давать квоты Украине, когда за ее счет можно улучшить свои собственные позиции?
Киев не нашел ничего лучше, чем пойти на свой излюбленный метод — шантаж. Используя транзитное положение, "Укрзализниця" запретила транзитные перевозки порожних и груженых вагонов через Украину в Польшу из стран бывшего СССР и Китая. Причем то же самое касается и обратного транзита из Польши в эти страны. Фактически заблокирована торговля с Китаем. В официальном сообщении говорится, что железнодорожный транзит временно ограничен в связи с ремонтными работами. После этого перевозки будут восстановлены. Для Польши же торговля с Китаем очень важна.
Тем временем Украина готовится официально обжаловать действия Польши в международном арбитраже, заявила вице-премьер по европейской и евроатлантической интеграции Ольга Стефанишина. Это произойдет в январе, если конфликт не будет урегулирован. Она обвинила Польшу в дискриминации и препятствовании торговли Украины с ЕС. Это нарушает и соглашение об ассоциации, которое подписала Украина.
Важный вывод делает Дмитрий Киселевский.
"Нынешняя проблема с международными перевозками — еще одно подтверждение, что либеральный рынок и свободная торговля с ЕС — сказка для бедных, которая не имеет никакого отношения к действительности. Рассчитывать на то, что ЕС добровольно даст Украине увеличенные квоты, новые разрешения на перевозки, отменит нетарифные ограничения, не приходится. Правительство должно жестко отстаивать интересы украинских компаний, иначе украинцы будут и дальше уезжать на заработки за границу", — пишет он.