Казахстан: схватка между кланами, протекторат России или "майдан" по-азиатски?
События в Казахстане продолжают удивлять, российские власти отправили миротворцев на помощь. В погромах виноваты жузы, клановые разборки и зарубежные террористические банды, а не цены на газ? Историк и политолог Аджар Куртов считает такие версии сильным преувеличением. Что будет дальше и зачем там российский контингент? Подробно разбираемся в ситуации.
— Аджар Рашидович, что сейчас происходит в Казахстане, как праведный гнев против цен на топливо перерос в беспорядки?
— То, что произошло в Казахстане, не было секретом для специалистов, которые глубоко погружены в специфику этого государства. Хотя обычный обыватель, который смотрит репортажи в том числе российского телевидения, читает СМИ, он, возможно, был и потрясен происходящими событиями.
Дело в том, что российские СМИ с подачи руководства Казахстана все годы независимости представляли ситуацию там как "мир толерантности", межнационального согласия, полного благополучия с отсутствием каких-то серьезных внутренних потенциалов для серьезных конфликтов. Сам прежний руководитель этого государства Назарбаев неизбежно представлялся как последовательный и ярый сторонник интеграции постсоветского пространства, сторонник демократического развития. Но соответствовало ли это действительности? Это очень большой вопрос.
Нужно прекрасно понимать, что, во-первых, Назарбаев был одним из участников развала Советского Союза, даже формально не будучи членом той тройки, которая в Беловежской пуще в декабре 1991 года подписала договор о создании СНГ и, соответственно, развала Союза. Назарбаев был туда приглашен, он прекрасно знал, что там собираются делать, он готовился к этому. Известный факт, что за несколько дней до этого, 1 декабря 1991 года, на Украине был проведен референдум о независимости, а в тот же самый день Назарбаев провел досрочные президентские выборы, хотя его срок истекал почти через 5 лет. То есть ему нужен был дополнительный вотум доверия в ходе предстоящих событий развала Советского Союза.
В годы независимости общество Казахстана скатилось в период такой эпохи Средневековья, стали возрождаться родовые традиции и трайбализм. В Казахстане трайбализм — это жузовый трайбализм, Казахстан в племенном отношении состоит из трех крупных жузов, это объединение племен, традиционно в Казахстане верховная власть принадлежит представителям старшего жуза, то есть юга республики, к которому относится, например, сам Назарбаев, как и его предшественник в коммунистические времена – Кунаев.
А представители других жузов — среднего и младшего — фактически разными способами оттеснялись от власти. Неслучайно все нынешние события начались на западе Казахстана в Актау, это территория младшего жуза, он самый малочисленный, но зато он расположен на территории, наиболее богатой основными природными ресурсами, то есть нефтью и газом.
— Да, а разве активные боевые действия не начались именно там, где живет жуз Назарбаева?
— Назарбаев — это старший жуз, род Шапрашты. А младший жуз — это, кстати, первый жуз, который вошел в состав Российской Империи при очень примечательных обстоятельствах. Дело в том, что в 18 веке Казахстан вел длительную борьбу с джунгарами, это народ, который проживал между Китаем и нынешней Центральной Азией. В этническом отношении этот народ относится к монголам. И этот народ, теснимый китайскими императорами, стал активно продвигаться на запад, завоевывать тамошние племена, в том числе казахов. Причем завоевывать очень жестоко, истребляя их полностью. И во время этих войн, как это часто бывает, из толщи народной появляются талантливые полководцы. Таким полководцем стал представитель именно младшего жуза. Он одержал несколько блестящих побед, но эти восточные традиции требуют выбирать правителя по родовитости, как когда-то было и в России до Петра I.
Они после этих первых побед ничего лучше не придумали, как избрать верховного хана. Абулхайр как полководец, одержавший победы, рассчитывал, что его изберут, но избрали совершенно посредственного представителя старшего жуза, к которому, кстати, Назарбаев и принадлежит. Абулхайр обиделся и вместе со своим жузом, со своими племенами, откочевал к российской границе и принял российское подданство. А как раз старший жуз джунгары потом разгромили подчистую, и он вошел в состав России примерно на 150 лет позднее, чем младший.
Вот эти восточные средневековые традиции кумовства, взяточничества очень сильно распространены в постсоветском Казахстане. Конечно, с точки зрения оппозиции, это негатив. И она им активно пользовалась для привлечения своих сторонников. А оппозиция там разная. Есть, действительно, люди прозападной ориентации. В частности, известный в прошлом банкир, приближенный Назарбаева Аблязов занимал очень высокие посты в правительстве Казахстана, они используют эту западную демократическую риторику для привлечения своих сторонников. Но, на самом деле, их задача — просто прийти к власти, и если бы это произошло, они управляли бы, я уверен, теми же самыми методами, что и нынешние руководители Казахстана.
— То есть межклановая борьба имеет место?
— Да, есть те, кто используют и вот эту жузовую тематику. Но обиженных много, и обиженных по разным поводам — по национальным, по племенной розни, по отношениям к собственности. Родственники Назарбаева отбирали собственность у предпринимателей часто далеко не правовым образом. За это, кстати, и поплатился старший зять Назарбаева, который с ним рассорился, эмигрировал в Австрию, там был в заключении и там же скончался.
Токаев в свое время не стал активно вытеснять сторонников Назарбаева из власти, он его отстранил от поста руководителя Совета безопасности в кризисной ситуации. Но почему это произошло? И Токаев, и Назарбаев сами виноваты в этой ситуации, ведь Назарбаев, когда уходил со своего поста, придумал хитрую схему — ушел так, чтобы остаться и иметь рычаги влияния на развитие ситуации, в частности, сохранил за собой этот пост руководителя Совбеза.
Вероятно, в силу возраста или других причин эффективно руководить этим органом он уже не мог, и в кризисной ситуации, когда нужно было быстро и оперативно решать какие-то вопросы, в том числе брать на себя ответственность, Токаев это и сделал. Отстранение Назарбаева в данном случае, как мне кажется, не связано с межжузовой борьбой. Тем более сам Токаев в этой борьбе не является активным участником, он не представитель младшего жуза, Токаев вообще фигура неспецифичная для Казахстана. Он ведь не совсем казах. Он учился в Китае, поэтому его многие оппозиционеры из разных жузов воспринимают как человека, которого нужно тоже отстранить от власти, как временщика, который был назначен, чтобы сохранить власть за семьей Назарбаева.
Недовольных нынешней властью по разным причинам очень много. В частности, есть недовольство, весьма справедливое, теми порядками, которые были установлены в экономике. Казахстан очень богат природными ресурсами, и тамошняя пропаганда постоянно играла на том, что страна может быть вторым Кувейтом. Но никаким вторым Кувейтом они не стали, поскольку одно дело – обладать этими богатствами, другое дело – каким образом эти богатства распределяются. Распределяются они крайне несправедливо, население не обманешь, оно видит это. И вот этот взрывной рост цен на сжиженный газ как раз показал хищнические интересы тех, кто обладает властью, а обладание властью дает им возможность распоряжаться собственностью и наживаться на этом. То есть, на самом деле, я бы не сводил все причины ко внешней агрессии, как это сейчас утверждает президент Казахстана.
— За очень короткий период времени дестабилизация произошла во многих крупных городах. Как это можно было проморгать?
— Только если была абсолютная беспечность. Что же вооруженные силы, которые не могли сразу купировать эти банды погромщиков? В конце концов, мы же прекрасно понимаем, что военные вооружены современным оружием, а погромщики вынуждены его добывать у кого-то.
— То есть нынешняя ситуация показывает недееспособность казахстанской власти в очень многих направлениях?
— Да, и если бы действительно не помощь России и других членов ОДКБ, то ситуация могла бы развиваться по очень негативному сценарию, в том числе по тому, что мы видели на Украине. Смогут они справиться? Да, смогут. При помощи членов ОДКБ. Все-таки деньги у власти Казахстана есть, на время они могут прекратить эти свои эксперименты с повышением цен, что уже было заявлено, но ведь заявлено на полгода. А за полгода умиротворение может наступить. Ликвидировать банды погромщиков тоже возможно. Ущерб, который нанесен и озвучен – в 100 млн долларов, по большому счету для такого государства, как Казахстан, не очень большой.
— Почему такой большой ущерб?
— По той же самой причине, что я и говорил, — это возрождение средневековых традиций. В Казахстане очень большая разница между благосостоянием сельского населения и городского. И на селе люди воспринимают городское население как зажравшийся и чуждый им элемент. Это было в Киргизии во время государственных переворотов, которые в России называли "тюльпановыми революциями" — то же самое. Из сел в города стекались погромщики, которые под этот революционный шумок разграбляли магазины. И в Казахстане, наверное, произошло нечто подобное. Это не какие-то там люди из-за рубежа, это собственное население из бедных сел.
— Хотелось бы понять, что за зарубежные террористические банды вторглись в Казахстан, о которых говорит Токаев — что за боевики, почему до сих пор не озвучивают, откуда они взялись и к каким течениям принадлежат?
— Дело в том, что юридически банда — это коллектив людей, преследующих противоправные цели. В этом смысле "бандой" их можно назвать, но можно называть их и "террористами", поскольку их действия направлены на устрашение и свержение власти. Власть считает насилие против себя самой проявлением терроризма. В этом смысле Токаев прав. А вот в том, что эти банды вторглись из-за рубежа — в этом у меня есть большие сомнения. Да, на территорию Казахстана, конечно, можно проникнуть, но не в таком количестве, чтобы одномоментно организовать подобные массовые выступления во многих городах очень протяженной по территории страны. В конце концов, даже если это и произошло, то куда смотрели спецслужбы Казахстана?
Казахстан граничит с кем? С Россией – но не с РФ же они вторглись. И не с Китая они вторглись, потому что Китай очень хорошо отслеживает границу с центральноазиатскими государствами по той простой причине, что у него есть внутренние проблемы в отдельных районах Китая, где проживают мусульманские меньшинства и, кстати, казахи тоже. Там сепаратистские настроения время от времени дают о себе знать, поэтому Китай эффективно защищает свои границы от возможного взаимодействия своих внутренних "террористов" и тех, кто проживает в Центральной Азии. Вот в 90-е действительно такие проникновения были, в том числе в Казахстане были ситуации, когда приходилось штурмовать офисы сепаратистских уйгурских китайских организаций с использованием спецслужб Казахстана. Но сейчас ситуация на границе там достаточно спокойная.
С кем еще граничит Казахстан? Он граничит с Туркменистаном, но это граница по очень безлюдной местности. Граничит с Узбекистаном и Киргизией. То есть для того, чтобы проникнуть в Казахстан, нужно пересечь прежде всего границы других центральноазиатских государств. В Узбекистане спецслужбы очень эффективно следят за ситуацией, когда были попытки мятежей. Поэтому я, честно говоря, исключаю, что проникновение могло произойти оттуда. Киргизия – да, слабое государство, там возможно такое проникновение, но не в массовом количестве, поскольку у Казахстана и Киргизии есть определенные напряженности в отношениях экономического характера. Киргизия в 90-е и в 2000-е годы представляла собой территорию, через которую шел поток контрабанды, в основном, китайской. Казахстан был очень недоволен этим и безопасность границы пытался обеспечить. А там, где обеспечивается экономическая безопасность, контроль за движением товаров — там обеспечивается и общая безопасность.
То есть, отвечая на ваш вопрос, могу сказать — да, проникновение было возможно, но не в таком количестве и тем более не с таким количеством оружия, которое было использовано.
Кстати, это не первый случай, когда на территории Казахстана возникают мятежи, и прежде всего мятежники пытаются разоружить правоохранительные органы или воинские части. Несколько лет назад такая ситуация как раз была в западном Казахстане, когда нападение совершили на военную часть. И в их целях был прежде всего захват оружия.
— Не повторится ли та давняя история, когда младший жуз готов присягнуть России? Ведь уже говорят о некоем протекторате? Наша армия берет под охрану стратегические объекты — сначала аэропорты, а потом — урановые шахты, нефтяные скважины, газокомпрессорные станции и химические заводы?
— Нет, я так не думаю. Все-таки та эпоха ушла в прошлое, и этот национализм, который агрессивным образом насаждался в Казахстане 30 лет, он же насаждался повсеместно. Это внутренние разборки между младшим и старшим жузом, а по отношению к русским у них нет таких принципиальных разногласий.
Все они поддерживали эту линию постепенного насаждения национализма и вытеснения русского из общественно-политической жизни Казахстана. Ну не секрет же, что при Назарбаеве было принято решение о переводе их алфавита с кириллицы на латиницу к 2025 году. И совсем скоро это должно наступить. А что это такое? Это то же самое, что сейчас мы наблюдаем на Украине – русский язык так же вытесняется. Несколько лет по российскому телевидению идут сюжеты, когда показывают различные бытовые эксцессы, когда в Казахстане насилием пытаются заставить, например, продавцов в магазинах говорить с ними именно на казахском языке. Так что национализм, к большому сожалению, уже проник в казахское общество, он там процветает и никуда не денется, вне зависимости от того, присутствуют там российские миротворцы или нет.
— Что будет с Северным Казахстаном?
— Был период, когда север Казахстана, территория среднего жуза, была населена в большинстве своем русскими, а не казахами. Это районы Усть-Каменогорска, Караганды и прочего. И там были выступления в пользу присоединения к России в 90-х годах. Казахские власти их подавили в том числе с использованием силы.
Такой приведу пример — в Казахстане ведь территориально были расположены отделения трех традиционных казачьих войск России. Это сибирское казачество — как раз территория среднего жуза, это территория семиреченского казачьего войска (южный Казахстан) и территория уральского казачьего войска, территория младшего жуза (западный Казахстан). Так вот Назарбаев, придя к власти, увидел в казаках силу сплоченную, организованную и обученную военной специальности. И он предпринял все усилия, чтобы эту силу нейтрализовать. В 90-х годах им даже запрещали носить традиционную казачью одежду — шаровары с лампасами. И казаков действительно удалось нейтрализовать, как и многочисленные и влиятельные русскоязычные организации.
Все это удалось нейтрализовать, к сожалению, при беспомощности и бездействии российских властей. Потому что никакой серьезной помощи Россия как не оказывала, так и не оказывает русскоязычным организациям. Мы что, с нашими связями и огромной торговлей не можем добиться от них большего уважения? Можем, но не делаем этого. Ну и пожинаем эти плоды. То есть сейчас сил, чтобы что-то в Казахстане произошло, как произошло в Крыму, просто не существует — изменился катастрофически национальный состав. Нет не только преобладания этого русскоязычного населения и русских, их вообще осталось очень мало, а если посмотреть на возрастной состав, то это люди в основном старших возрастов. Потому что в результате этой националистической политики люди как рассуждали? Рассуждали — пусть уж мои дети уедут в спокойную Россию, живут хорошо, а я уж как-нибудь останусь и проживу.
— К чему все приведет?
— Я считаю, что там мало что изменится и все по-прежнему будет развиваться по тому же направлению. Что такое Восток? На Востоке другое отношение к власти — поза перед властью на коленях — это нормально считается, давать взятки — нормально.
— Восток — дело тонкое, но Китаю удалось преодолеть это с помощью коммунистической идеологии, а не удастся ли пойти по этому пути и Казахстану, примкнуть к Китаю?
— И Назарбаев, и Токаев — антикоммунисты. В чем отличие китайского пути от казахского и российского? Не надо было стержень, на котором все держалось, ломать. Не надо было ломать компартию. В Китае этого не стали делать и постепенно можно было при контроле компартии все реформировать, а у нас прежде всего сломали компартию. То есть в 90-е годы там была сильная компартия, а Назарбаев что сделал? Он создал вторую коммунистическую партию, заставил коммунистов воевать между собой и таким образом нейтрализовал и тех, и других. Сейчас компартия не играет существенной роли. А если нет коммунистической идеологии, то китайский путь будет просто невозможен. Китайцы расстреливают на стадионах за коррупцию, а в Казахстане все знают коррупционеров, и ничего им за это не бывает.