От Алма-Аты — до пояса безопасности вокруг Афганистана: миссия ОДКБ будет расширяться?
В антитеррористической операции в Казахстане наметился явный перелом. Значимой вехой стало проведение внеочередного саммита ОДКБ. Главы всех государств, входящих в организацию, подвели предварительные итоги ввода ограниченного контингента. Сейчас стало ясно, что благодаря оперативному вмешательству удалось предотвратить захват Южного Казахстана радикальными элементами и, по сути, избежать начала масштабной гражданской войны. Тем не менее, произошедшее в первой декаде января и возможные сценарии развития ситуации до сих пор вызывают много вопросов. Подробности — в материале Накануне.RU.
В первую очередь, нужно отметить полное отсутствие на саммите Нурсултана Назарбаева. Само по себе это не стало сенсацией — Елбасы не появлялся на публике с самого начала кризиса. Тем не менее, первый президент Казахстана до последнего момента обладал значительным политическим весом в стране, он же возглавлял Совбез вплоть до перехода мятежа в самую острую стадию. Более того, согласно действующему закону, должность председателя Совета безопасности закреплена за Назарбаевым пожизненно. Поэтому до сих пор непонятно — жив ли он на самом деле и не стала ли его отставка нарушением закона. Прошедший саммит оставил этот вопрос без ответа, Назарбаев и его деятельность вообще никак не упоминались. Зато известно, что главе Комитета национальной безопасности Кариму Масимову предъявлено обвинение в госизмене, задержаны также его заместители, а сразу трое высокопоставленных офицеров сегодня загадочно ушли из жизни.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев во время саммита поблагодарил участников ОДКБ за помощь. По его словам, террористы атаковали Алматы "с трёх направлений как стая гиен". В подавлении мятежа пришлось задействовать даже ветеранов правоохранительных органов и армии. При этом масштабы нападения остаются неясными. По данным Токаева, изъято 116 единиц оружия. О каком именно оружии шла речь, он не уточнил. Ранее публиковалась информация о нападении на город "двадцати тысяч боевиков". Позже этот пост был удалён из твиттера Токаева. Но если взять за ориентир именно названную цифру, то получается, что либо боевики были по большей части безоружными, либо много оружия пока не изъято. Количество задержанных приближается к восьми тысячам — для сравнения, сейчас в тюрьмах Казахстана содержится около 30 тыс. заключённых. Поэтому непонятно, выдержит ли пенитенциарная система Казахстана резко возросшую нагрузку.
Более того, не все эксперты согласны с тем, что в Казахстане вообще могло оказаться столько боевиков из исламистских организаций.
"Достаточно сложно оценить, какая часть из них представляет эти группы, — подчеркнул в беседе с Накануне.RU исламовед Алексей Старостин. — Ведь ни одного "живого" исламиста до сих пор не показали в эфире. Наоборот, показали криминального авторитета, который приехал из Турции. Мне кажется, тут действовали более активно какие-то бандиты и криминальные элементы. В принципе радикальных исламистов в Казахстане было не так много. Часть из них действительно уезжала в Сирию — порядка нескольких сотен человек. Это то, что было известно на середину 2010-х годов. Но из этих нескольких сотен часть была уничтожена, а те, кто вернулся, попадали в поле зрения спецслужб, получили тюремные сроки и до сих пор пребывают в местах лишения свободы. Если предположить, что среди участников беспорядков действительно было много исламистов, то достаточно странно, что такое количество радикалов не было выявлено ранее. И в этой связи не зря же мы слышим сейчас о задержании руководителя КНБ по подозрению в государственной измене. Но я не думаю, что в Казахстане было такое большое количество "спящих ячеек", которые внезапно могли "пробудиться"".
Эксперт отмечает, что Казахстан — достаточно светское государство, где религия всегда держалась под контролем. Духовное управление там одно, казахстанские государственные органы достаточно эффективную работу выстроили по дерадикализации исламистов. "Эту систему даже российские власти изучали, в том числе и нашему ФСИН этот опыт был интересен", — рассказал Алексей Старостин.
По его мнению, речь, скорее всего, идёт о том идёт о том, что радикалы были каким-то образом завезены из-за границы и на фоне мирных протестов начали там действовать. Причем, действовали они очень активно и грамотно. Было видно, что это люди, подготовленные к уличным боям, к сопротивлению правоохранительным органам. Но, опять же, операция такого масштаба без участия каких-то координирующих структур была бы невозможна. Поэтому, безусловно, внутри и вовне государства были какие-то силы, которые были заинтересованы в подобном развитии событий.
И здесь стоит отметить оперативность действий ОДКБ. Генсек ОДКБ Станислав Зась в ходе саммита напомнил о том, что на организационные процедуры ушло всего около двух суток. Сейчас силы ОДКБ развёрнуты в Нур-Султане, Алма-Ате и Алматинской области.
Особо стоит отметить выступление президента Белоруссии Александра Лукашенко, допустившего повторение казахстанского сценария в Узбекистане и Таджикистане и призвавшего в этой связи укреплять сотрудничество по противодействию терроризму. Глава Таджикистана Эмомали Рахмон также вышел за пределы внутриказахстанской тематики, заявив, что нужен единый список террористических организаций и госпрограмма по укреплению таджикско-афганской границы. Кроме того, Рахмон призвал к созданию пояса безопасности вокруг Афганистана. Таким образом, миссия ОДКБ в перспективе может расшириться на всю Центральную Азию.
"Казахстан является одним из самых богатых и социально стабильных государств Центрально-Азиатского региона, и для других государств Центральной Азии произошедшее — это тревожный факт. Подобные события в том или ином виде происходили и в Киргизии, и в Таджикистане, и в Узбекистане, и их последствия очень долго потом преодолевались. Надо отдать должное и ОДКБ, и руководству Российской Федерации, что очень быстро среагировали на просьбу казахстанских властей и направили миротворческий контингент. Хочется надеяться, что ситуация будет взята под контроль, всё утихомирится и успокоится, но для всех других государств Центральной Азии это тоже должно стать важным уроком, что расслабляться нельзя и рост радикальных проявлений возможен не столько на исламской почве, сколько на социально-экономической. И здесь вопрос не к силовым структурам, которые должны быть готовы вообще всегда к подобного рода выступлениям, а к правительствам соответствующих стран, чтобы они проводили такую социально-экономическую политику, которая позволила бы населению жить лучше и богаче", — обращает внимание Алексей Старостин.