Казахстан после протестов начинает борьбу с социальным неравенством
Токаев извлек уроки из беспорядков или пускает пыль в глаза?Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев и его окружение после прокатившихся по стране бунтов и столкновений с полицией внезапно задумались о бедственном положении граждан. "Внезапно" – потому что официальная версия, озвученная неоднократно, должна была убедить и население страны, и наблюдателей из других государств, что Казахстан стал жертвой неких террористических банд, иностранных провокаторов – и тогда логично было бы усиливать правопорядок, полицию, спецслужбы, контроль на границах и прочее. Но о чем говорит Токаев? О сверхприбыльных компаниях и теневых олигархах, которые должны поделиться нажитым с бедным народом:
"Благодаря первому президенту – Елбасы – в стране появилась группа очень прибыльных компаний и прослойка людей, богатых даже по международным меркам. Считаю, что пришло время отдать должное народу Казахстана и помогать ему на системной и регулярной основе. Поэтому правительству предстоит определить круг компаний и согласовать с ними размер ежегодных взносов в фонд. Кроме того ожидаю активного участия и от тех лиц, которые, фактически обладая огромными средствами, находятся в тени".
Отдать должное народу собираются через специально созданный фонд, который среди прочего будет финансироваться из государственных источников. В целом в задачи фонда будет входить решение проблем в сфере здравоохранения, образования, спорта, культуры, социальной поддержки, будут помогать детям с редкими заболеваниями и так далее.
"Подчеркну – это не фонд президента, правительства или какого-либо другого органа, это фонд всех казахстанцев, это народный фонд. Уверен, фонд может стать еще одним инструментом консолидации общества, укрепит в гражданах чувство социальной справедливости. Прошедшие события обнажили острые проблемы, существующие в нашем обществе", – посетовал Токаев.
Но неужели до этого проблемы были неизвестны? Чиновники скрывали в отчетах катастрофические социальные диспропорции? Никогда такого не было, и вот опять. А ведь Казахстан долгие годы был лекалом для российских властей в плане транзита политической системы, в Москве изучали опыт Казахстана и, вероятно, намеревались использовать как пример. До последних событий. Какие уроки следует извлечь Казахстану и России из январских событий, и изменится ли что-то в катастрофической диспропорции уже в российском обществе? Своим мнением об этом с Накануне.RU поделился политолог Павел Салин:
– В теории это шаг в правильном направлении, но что будет на практике? Может быть, одному только Токаеву известно. Он теперь полностью или почти полностью самостоятелен. И во что он все это конвертирует – вопрос открытый.
Следует понимать, что судя по мерам, которые он обнародовал, сегодняшние слова опровергают его предыдущее выступление на саммите ОДКБ и не только о том, что Казахстан стал жертвой террористической атаки. Если бы речь шла именно об атаке террористов и они были основной движущей силой протестов и беспорядков, то меры были бы совсем другие – полицейско-административного свойства. Причиной протестов в Казахстане стали не столько экономические показатели и проблемы (с этим у Казахстана все нормально, особенно на фоне других государств Центральной Азии), а именно проблемы социальные – и в первую очередь социальное расслоение.
Потому что доступ к тем благам, которые Казахстан получает от продажи ресурсов, имеет очень ограниченный процент населения. Этим ситуация несколько напоминает российскую. Доходы от сырьевой ренты, по мнению значительной части населения, распределяются несправедливо – это и стало основной причиной протестов. А сейчас Токаев такими мерами пытается эту причину ликвидировать. Получится у него или нет – вопрос открытый.
В России похожие фонды создавались, только они в итоге становились не столько инструментом перераспределения сырьевой ренты, сколько превращались в "кормушку" для своих. То есть деньги из подобных структур в итоге шли не широким слоям населения, а наоборот – использовались для поддержания лояльности. Взять тот же ФНБ, который в 2000-е годы создавался в первую очередь для поддержания пенсионной системы с социальными целями. А сейчас все больше используется для так называемых инвестиций, поддержки проектов. И ясно, что это проекты "правильных людей" – которые принадлежат к узкому кругу.
Российские власти из казахстанской ситуации сделали свой вывод – они очень внимательно наблюдали за казахстанской моделью транзита, ход транзита в Казахстане последние три года вдохновлял чиновников в Кремле. То есть, вроде бы, получалось у Назарбаева уйти из публичной сферы, но при этом сохранить значительную часть рычагов управления – это тот вариант, который бы устроил Путина и его "Семью", то есть вариант уйти постепенно. Но в итоге то, что сделал Токаев в январе, продемонстрировало, что этот вариант транзита не работает с точки зрения предшественника Токаева. Наследие Назарбаева зачищается достаточно жестко.
Поэтому и в России идея всего транзита как такового поставлена под очень серьезные сомнения. Владимира Путина и его ближайшее окружение нынешний казахстанский вариант вряд ли бы устроил. Хотя до этого три года он считался почти идеальным.