Дмитрий Михайличенко: Переформатирование казахского правительства идет не по планам Кремля
В Казахстане утвержден новый состав правительства, который уже успел наделать шуму в контексте отношений с Россией. Часть министров осталась на своих местах, несколько замов поднялись до уровня своих бывших начальников, хотя, казалось бы, в чем смысл? Особо скандальным оказалось назначение на пост министра информации Аскара Умарова, который неоднократно позволял себе русофобские высказывания. Своим экспертным мнением об этом с Накануне.RU поделился политолог Дмитрий Михайличенко:
– Очевидно, что многие сохранили свои позиции. Самое главное, что во главе правительства встал человек Назарбаева, это человек, не близкий к нему, но из близких к Назарбаеву кругов. Ему отводится роль некоего гаранта, ключевого исполнителя стратегических договоренностей, которые, так или иначе, скорее всего, будут между Токаевым и Назарбаевым. В этом плане инфраструктура влияния Назарбаева достаточно сильна и без его участия все равно не обойдется. Понятно, что его пирог резко уменьшится, но тут можно провести аналогию с "Семьей" Ельцина – их аппетиты уменьшаются на протяжении последних 20 лет, но как фактор политики они присутствуют и как фактор, который даже претендует на распределение ресурсов.
Что касается Умарова, то я думаю, что он нужен Токаеву для того, чтобы выстраивать отношения с глубинным казахским народом, который в текущем состоянии готов актуализировать националистическую риторику. Казахстан в моем понимании превращается в Киргизию, где националистическая риторика играет приоритетную роль при позиционировании власти.
Конечно, можно сказать, это назначение категорически не устраивает Москву, потому что фактор русских и северного Казахстана никак не проявился в ходе этого восстания. Я склонен называть русских в Казахстане вообще метэками – в античной Греции был такой термин, то есть "не граждане". Они по факту спокойно живут, обладают определенными правами, но никак не участвуют в политической жизни страны. Поэтому Москву может напрячь этот факт назначения, и мы уже видим информационное "фу" в виде осуждения в телеграм-каналах и СМИ. С другой стороны, это же назначение свидетельствует о том, что Токаев склонен играть многовекторно. Казахстан обладает серьезными ресурсами для развития многовекторности, и он будет так или иначе эту многовекторность проявлять. И то что этот персонаж Умаров имеет протурецкую поддержку, также не вызывает сомнения.
Последний блок в правительстве – это силовики. Роль силовиков в этой казахстанской конфигурации власти будет возрастать. В этом Кремль видит усиление собственного контроля, и мы видим, что в правительстве Казахстана только два человека с не казахскими фамилиями. Я думаю, что силовая вертикаль становится у Кремля основным инструментом геополитического воздействия, и он всячески будет усиливать этот инструмент.
Да, можно говорить о тактических победах Кремля в ситуации с Казахстаном, сейчас будут попытки переформатировать эту власть, но мы видим, что переформатированием и стилистикой позиционирования власти занимаются не близкие к Кремлю люди.