14 Апреля 2025
search

Трамп объявил "День освобождения"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

апрель     2025
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
31 01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 01 02 03 04
05 06 07 08 09 10 11
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы


Экономика В России

"Мы переходим к жизни по подписке": стоимость любых активов становится слишком дорогой

Уже 30 лет мы слышим про то, что советское производство было неэффективным и некачественным, а система снабжения приводила к дефициту. Под эти разговоры закрывались предприятия, а необходимые товары всё чаще ввозились из-за границы: одежда из Китая, автомобили из Японии и т.д. Под такое положение подвели термин "сырьевая держава", новая Россия нашла себя в международном разделении труда как поставщик нефти и газа. Но сырьё за границу сбывали крупные компании, а товары народного потребления во многом завозились силами малого и среднего бизнеса. Именно в бизнес власти советовали уходить учёным и учителям, недовольным своими зарплатами. Но теперь оказывается, что "заграница не поможет" — дешёвые китайские товары уходят в прошлое, а повышение цен практически на всё становится неизбежным. Об этом корреспондент Накануне.RU побеседовал с членом генерального совета Российско-Азиатского союза промышленников и производителей (РАСПП) Максимом Спасским.

Понятно, что прошлый год в торговле был непростым, но и наступающий тоже не задался, причем, с самого начала?

Максим Спасский, председатель в Доме российско-китайской дружбы(2021)|Фото: Максим Спасский— Бизнес интересует, как выживать в 2022 году, как сохранить и приумножить свои деньги. Бравурные заявления Набиуллиной, Грефа и прочих руководителей нашего финсектора не внушают какой-то надежды. Мы приходим в банк, видим ставки, по которым у нас принимают деньги, потом приходим в магазин и видим инфляцию, которая с каждым годом растет.

Основной малый бизнес — это торговля, магазины, киоски, ларьки, которые свой товар закупали в Китае. И у нас сейчас два фактора потенциально приводят к удорожанию цен. Первый — дорогие энергоносители. Мы видим, к чему это приводит — в Европе закрываются производства, в Китае — моратории и веерные отключения, когда заводы работают ограниченное количество времени. Второй "чёрный лебедь", который летит сейчас — это то, что происходит с Казахстаном. Президент этой страны поднял вопрос о том, что таможенная статистика двух стран сильно расходится — с китайской стороны приходит на миллиарды, а с казахской выходит на миллионы. Я приветствую историю с наведением порядка, я приветствую, что все будут поставлены в одинаковые условия, но надо понимать, что в итоге стоимость товаров возрастёт.

— Как это отразится на стоимости?

В прошлом году цена доставки товара из Китая колебалась от 3,5 до 4,5 долларов за килограмм. Уже перед новым годом цена доходила о 6,5-7 долларов. А с учётом перекрытия серых схем через Казахстан, вполне возможно, что этот ценник ещё вырастет. Может быть, на электронике это не очень отразится, но для объёмных, тяжёлых вещей это приведёт к кратному удорожанию. Перед малым бизнесом встаёт проблема выживания. Но, мне кажется, к следующему новому году это проблемой уже не будет, потому что малый бизнес к тому времени просто умрёт.

— Что же делать всем занятым в нём?

Единственная перспектива — развитие каких-то сервисов: доставка, уход за больными, стариками, там, где автоматизация невозможна, а добавленная стоимость формируется из самой услуги. А бизнес, построенный на дешёвой китайской продукции, в скором времени уйдёт в небытие. Думаю, малому и среднему бизнесу нужно присматриваться к сфере услуг.

— Но ведь необходимость в товарах всё равно останется...

В последнее время разница в цене между электронными площадками и офлайновыми точками продаж больших сетей постепенно нивелируется. А до маленьких производителей, у которых были свои небольшие сайты, ты просто дойти не можешь. Например, забиваешь в поисковике "хочу купить бритву", сначала появляется "Яндексмаркет", "Сбермаркет", "Алиэкспресс" и только на шестой-седьмой странице ты доходишь до какого-нибудь местного сайта, на котором действительно хорошая цена.

Крупные торговые площадки забрали все первые рейтинговые строчки. А когда маленький продавец приходит — он вынужден поднимать свою цену и закладывать комиссию этой площадки. Бессмысленно делать свои собственные сайты, меняется сама технология продаж. Из каких-то сегментов малый бизнес выдавливают крупные поставщики, потому что они проводят закупки оптом и контрактуются надолго. Это как с газом в Европе — тот, кто покупал у "Газпрома" по долгосрочным контрактам, сейчас в выигрыше, а тот, кто покупал на спотовых рынках, имеет дорогую цену. Так и с товарами народного потребления — маленьких игроков просто вышвыривают с рынка, потому что крупные сети закупают напрямую, огромными партиями.

— Если большие сети станут продавать товары дешевле и эффективнее, то какая разница потребителю, где покупать?

Как только исчезнет конкуренция — цены пойдут вверх, вот и всё. Почему сейчас крупные сети вынуждены подстраиваться, проводить распродажи, иногда снижая цены неэффективно и просто обманывая потребителя? Они сейчас знают, что поток покупок идёт в интернете у небольших компаний. А когда этого не станет, они просто поднимут цены. Когда в прошлом году был дефицит автомобилей, не было задачи бороться за клиента, надо было просто сказать, что у тебя автомобиль в наличии. И ты приходил, и тебе на этот автомобиль навешивали всяких допуслуг, потому что у тебя просто не было другого шанса купить.

— Получается ситуация, аналогичная казахстанской, когда население беднеет, а цены стремительно растут?

Да, а с другой стороны есть люди, которые сидят на больших контрактах, сидят на потоках и богатеют. Происходит расслоение общества, сокращение среднего класса. Если вспомнить девяностые или нулевые, то артисты за копейки пели на эстраде. Мелкий лавочник мог себе заказать "Дискотеку авария" или "Блестящих", и они пели для него за 1,5-3 тысячи долларов, а для него это, условно, был часовой заработок. Сейчас происходит перераспределение, и в первую очередь начнут страдать селебрити, которые показывали нам свою красивую жизнь в "Инстаграме". Просто потому, что на них не будет денег у людей.

У большинства уже хватает только на еду и на лекарства. Наша жизнь переходит на подписку: стоимость квартиры, автомобиля, любого актива становится настолько дорога, что ты не имеешь возможности взять в собственность, а только в аренду. У нас скоро не будет своей квартиры, своей машины, загородного дома с участком для картофеля.

— Значит, в отличие от девяностых, когда люди грезили надеждами на скорые перемены к лучшему, сейчас и надеяться не на что?

В сегодняшних условиях кризис — это не возможность. Страшно то, что сейчас у людей и перспектив-то нет. Пугает виртуализация жизни, то, что люди рассматривают виртуальные активы в мета-вселенных как предмет инвестиций. Страшит и то, что пузырь стройки когда-то лопнет. Это как-то двигало экономику, но дома строят за полгода, а цена жилья при этом не падает. Мы живём в период "пузырей", и когда они лопаются, это затрагивает всё общество.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

апрель     2025
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
31 01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 01 02 03 04
05 06 07 08 09 10 11


Архив материалов

апрель     2025
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
31 01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 01 02 03 04
05 06 07 08 09 10 11