Иван Миронов: На чашах весов авторитет Кадырова и авторитет Путина
Вокруг семьи Янгулбаевых разворачивается ситуация, которая может стать прецедентом в политическом и даже юридическом поле. После того, как федеральный судья в отставке Сайди Янгулбаев вместе с дочерью покинули Россию, сначала в его адрес угрозы высказал глава Чечни Рамзан Кадыров, заявив, что семью Янгулбаевых "ждет место либо в тюрьме, либо под землей". Теперь к нему присоединился "единоросс" Адам Делимханов, который на чеченском языке пообещал преследовать семью судьи Сайди Янгулбаева, "пока не отрежем ваши головы и не убьем вас". В Кремле эти высказывания по сути никак не прокомментировали, в Госдуме заявили, что к этому нужно подключать Генпрокуратуру, а в комиссии по этике готовы рассмотреть соответствующее обращение, если оно поступит на депутата. Без обращения все, видимо, все устраивает?
Своим мнением о ситуации с Накануне.RU поделился адвокат Иван Миронов:
— Ситуация патовая, потому что, с одной стороны, если центральная власть не вмешается и данным заявлениям не будет дана адекватная правовая оценка, то огромный репутационный ущерб будет нанесен верховной власти. Потому что заявления, которые были сделаны и Кадыровым, и Делимхановым, повторенные и усиленные другими чиновниками, конечно, являются нарушением действующего законодательства Российской Федерации, и, не отреагировав на них, и Генпрокуратура, и правоохранительные органы Российской Федерации в целом подставят президента.
И наоборот, если всё-таки оценка подобным заявлениям будет дана адекватная, объективная, то это будет огромный репутационный удар по чеченской власти.
Я думаю, когда на чаше весов с одной стороны находится авторитет Кадырова, а с другой стороны авторитет Путина, наверно, всё-таки будут попытки сохранить именно реноме последнего. Иначе это будет воспринято как слабость, как вседозволенность чеченских лидеров, и это будет фактически официальным признанием существования в Российской Федерации двух стандартов и двух законов: один — федеральный закон, а другой — закон гор.
Но при этом, я думаю, очевидно, что в любом случае будут какие-то внеправовые последствия непубличного характера в отношении семьи Янгулбаевых.
В целом, конечно, подобные угрозы образуют состав преступления. Дальше уже должна проводиться проверка. Если дело возбуждается, то депутат должен быть лишён статуса, по крайней мере, так прописано в законе. Но, скорее всего, будут сделаны некие заявления со стороны тех, кто высказывает угрозу, в отношении семьи, где будет объяснено, что все погорячились, не так поняли, что подобные угрозы являются некими метафорами, и из этих заявлений должно следовать только одно — что в отношении лиц, которые закон нарушили — речь идёт о Янгулбаевых — должны быть применены меры, соответствующие требованиям действующего законодательства.
То есть, скорее всего, будет попытка завуалировать, снизить градус, перевести это в более-менее правовое русло.