Местное самоуправление: в "петле Кудрина" и "под ножом" новой реформы
Сёла и более тысячи городов рискуют остаться без собственных органов властиСистема межбюджетных отношений, получившая в народе название "петля Кудрина", высасывает серьёзные ресурсы из регионов и уже оставила муниципалитеты без средств для решения проблем местного значения. Сейчас же намечается новая реформа МСУ, которая усугубить положение, она предполагает сократить органы муниципальной власти и заменить их старостами с непонятным функционалом. Принятие такого закона грозит обернуться дальнейшей деградацией инфраструктуры и запустением села. На круглом столе, который провели "Партия Дела" совместно с Союзом некоммерческих организаций, эксперты из регионов призвали снять закон в текущей редакции с рассмотрения. Подробности — в материале Накануне.RU.
Эксперт Гарегин Митин обратил внимание на то, что новым законом МСУ включается в систему публичной власти, однако для того, чтобы отнести МСУ к публичной власти, нет нужды перекраивать законодательство, упраздняя нижний, поселенческий уровень и заменяя подлинные выборные органы спускаемым сверху сельским старостой. Публичную власть нужно оставить именно на уровне поселений. Более того, реформа грозит затронуть и города.
"У нас одних городов более 1100 и большинство из них после реформы потеряют местное самоуправление, они станут несамостоятельными", — подчеркнул Гарегин Митин.
Депутат Смоленской областной думы Владислав Живица рассказал о том, что в его регионе 10 января уже приняли решение ликвидировать как территориально-административные единицы три районные администрации. Однако работники МСУ, с которыми он общался, встретили законопроект очень прохладно. Они понимают, что для них работы уже не будет. И непонятно, будет ли оплачиваться должность старосты, а если в селе 30-40 стариков, то вряд ли получится найти кого-то, кто возьмет на себя этот функционал бесплатно.
Президент ассоциации политических юристов Роман Смирнов выразил обеспокоенность тем, что продолжается усугубление правовой неопределённости, которая в первую очередь проявляется на муниципальном уровне. При этом главная задача МСУ — представительская — не работает, поскольку решения принимаются региональными властями. Не служат сейчас органы местного самоуправления и ступенькой для кадрового роста, если муниципальный чиновник не является членом партии власти.
"Муниципальный депутат и так встроен в систему власти достаточно плотно.... Когда какие-то активные представители пытаются решить не только политические, но и хозяйственные вопросы, но не могут встроиться в систему, у них возникают те или иные правовые проблемы, связанные с их дальнейшей политической биографией. Они из этой системы, грубо говоря, "выпиливаются". Общая политическая ситуация в стране, увы, не направлена на рост низовой инициативы", — подчеркнул Роман Смирнов.
Анатолий Баташев, представляющий партию "Зелёная альтернатива", также раскритиковал новации Клишаса-Крашенинникова о МСУ, он полагает, что местных депутатов нужно выбирать, но только на маленький срок и по одномандатным округам. "Местных депутатов нужно выбирать на два, на три года, чтобы люди работали на земле. Только тогда маленькие территории могут быть услышаны", — считает он.
По мнению председателя думы Спасского района Приморского края, лидера регионального отделения "Партии Дела" Всеволода Ию, в новом федеральном законе прослеживается усиление личной власти губернаторов, которые ещё больше станут контролировать глав муниципалитетов.
"У нас есть глава района — он не избранное лицо, к нему есть вопросы и у населения, и у депутатов. Но он их не слышит, составляет отчёты для губернатора, вот и всё", — отметил он.
Такое положение дел уже негативно сказывается, например, на транспортной доступности в районе. По действующим нормативам должна быть возможность добраться из любого населённого пункта до районного центра и вернуться обратно за один день. Однако у муниципалитета нет денег на транспорт, а частники обслуживают только выгодные для себя маршруты.
Упразднение муниципальных органов власти, с одной стороны, вроде бы, лишь фиксирует сложившееся положение дел, но, как обратил внимание Всеволод Ию, само присутствие на местном уровне людей, способных взять на себя решение проблем, очень важно. В противном случае недовольство даже вопросами местного значения будет переадресовываться на региональный и федеральный уровень.