Василий Колташов: Финансовый блок прозевал атаку на рубль
Повышение более чем в два раза ключевой ставки названо, как и в 2014 году, защитной мерой для рубля в условиях давления санкций. Между тем, на фоне санкций против ЦБ и банков уже возникли проблемы со снятием наличных в банкоматах, а стоимость доллара и евро побила рекорды. И хотя премьер-министр Михаил Мишустин накануне заявил, что Россия подготовилась, но реалии упорно говорят, что тот же Центробанк все эти восемь лет мало к чему готовился, уверен экономист Василий Колташов. Он поделился своим мнением с Накануне.RU:
— Давайте честно скажем, что ЦБ своей работы должным образом не выполнил, и Минфин тоже. Финансовый блок прозевал атаку на рубль. Они не поставили фондовый рынок на паузу, допустим, на две недели остановив торги, на время наиболее длительной части спецоперации, агрессивных западных санкций. Таким образом они поставили рубль под удар, была организована "паническая" распродажа бумаг нерезидентами, они сбросили эти деньги на валютный рынок и потом стали выводить их из страны, обвалив курс российской валюты.
Сейчас действия, которые приняты ЦБ, во многом правильны, но нужно было всё это делать раньше. Например, можно было заранее сделать так, чтобы 80% выручки наши компании-резиденты продавали на внутреннем рынке, для поддержки курса рубля. Можно было запретить всем иностранным держателям бумаг продавать их в течение месяца вообще, в любой форме, соответственно, и выводить деньги в офшоры.
Можно было запретить вывоз капиталов, ограничить его на время операции, объяснив это тем, что и так имеет место — атакой на российскую валюту, потому что расчёт здесь стандартный — рубль падает, население недовольно, говорит "цены растут, мы и так бедные, был много лет кризис с 2008 года, а теперь ещё и это". И такое население можно пытаться агитировать против собственного правительства для того, чтобы организовать государственный переворот, привести к власти просто какую-нибудь американскую марионетку. Вот как это работает.
Повышение ключевой ставки меня, честно говоря, несколько беспокоит, потому что ключевая ставка — инструмент чрезвычайно тонкий и аккуратный, а в нашем ЦБ в 2014 году показали, что не умеют пользоваться им достаточно хорошо, грамотно, и они тогда, резко повысив ставку, вызвали панику. По сути, можно было охарактеризовать тогда восприятие российской экономики как совершенно холодное, остывшее, совершенно безжизненное.
Поэтому в данном случае решение по ставке мне кажется спорным, очень спорным, тут нужно действовать не ставкой и не ставкой нужно было действовать задолго до этого, с января, когда первый обвал нам устроили на истерии о том, что "Россия нападёт", когда на самом деле именно ВСУ начали агрессивные действия.
Наконец, ещё одна проблема — у нас доля золота в резервах ЦБ составляет меньше 25%, а должна составлять 60% минимум. Почему так? Потому что эти около 20% — это по рецептам МВФ, то есть американцев, это для поддержки западных валют. Золото дорожает последние 20 лет непрерывно. К тому же, в условиях настоящей финансовой блокады наличие золота и даёт гарантию уверенных расчётов. Наконец, можно, вытесняя доллар, запускать собственную криптовалюту под золотое обеспечение. То есть можно много чего делать, но сейчас нам грозят заблокировать наши активы Банка России, долларовые и в евро.
Понятно, что доллары и фунты могут быть заблокированы, это приличные суммы, хотя и не смертельные для нас, активы в евро заблокировать сложнее, активы в юанях заблокировать невозможно, но тем не менее мы имеем такую ситуацию, когда лучше было бы иметь меньше этих бумаг, продавать которые нам могут пытаться запретить, и больше иметь того, что имеет реальную стоимость. Это к вопросу о стратегии Банка России. Эта стратегия крайне медленно менялась в правильную сторону и она, вообще-то говоря, не включала настоящую подготовку к текущим событиям. То есть последние несколько лет всё добытое золото в России вывозилось, а его надо было выкупать и резервировать в подвалах Банка России — этого не было.
Так что Банк России несёт в немалой мере ответственность за нынешнюю ситуацию, его специалисты должны были быть умнее, должны были иметь стратегическое мышление. Если они не понимают сами, у них должны были быть советники, у Набиуллиной нет советников, которые понимают, как функционируют политэкономические процессы.
Но я уверен в том, что за военной операцией последуют переговоры, эти переговоры будут успешными, как и военная операция, российский рынок расширится, мы будем иметь обширный зерновой портфель, у нас будут новые верфи на юге Украины, у нас будет развиваться чёрная металлургия, угольная отрасль, общие последствия будут благоприятны, но на сей момент пока всё непросто.