И БРИКС нам не поможет? Россия рискует остаться без самолетов
Однако моментальный запрет грозит западным компаниям экономическим крахомУбрать пакет санкций в "пакет с пакетами", похоже, оказалось сложнее, чем виделось некоторым сенаторам. Западные страны грозят оставить Россию без самолетов своего производства. С одной стороны, это означает конец еще гайдаровского курса "продадим нефть и купим все импортное" и дает шанс отечественному гражданскому авиастроению. С другой, за 30 лет рыночных реформ отрасль находится в ужасающем состоянии и не сможет обеспечить импортозамещение. Определенная надежда есть на страны Бразилию и Китай, но и здесь не все гладко. Подробности — в материале Накануне.RU.
В рамках санкций Евросоюза российским авиакомпаниям будет запрещено приобретать самолеты, запасные части и оборудование. Президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила о запрете на продажу всех самолетов, а также сопутствующего оборудования российским перевозчикам. "Это приведет к ухудшению ключевого сектора российской экономики и связности страны", — добавила фон дер Ляйен, указав, что Россия "сильно зависит" от самолетов европейского, американского и канадского производства.
Российские перевозчики, как правило, приобретают иностранные лайнеры по лизинговым соглашениям, а не по прямым заказам от производителя. Однако запрет распространяется на продажу и поставки, в том числе в лизинг, воздушных судов и запчастей к ним для отечественных авиакомпаний, а также на оказание любых страховых или перестраховочных услуг на эти самолеты. Кроме того, Евросоюз ввел запрет на проведение ремонта и модификацию этих судов. В итоге лизингодателю должно быть возвращено множество лайнеров, принадлежащих российским авиакомпаниям. Например, у одного из крупнейших российских перевозчиков, компании S7, 70% авиапарка состоит из самолетов Airbus. И их утрата угрожает самому существованию перевозчика.
Стоит отметить, что проблемы начались не только с "Эйрбасами", которые производятся на территории ЕС, подконтрольной решениям Еврокомиссии, но и с "Боингами", которые находятся в лизинге у европейских компаний. Как сообщают "Известия", была отменена страховка самолета авиакомпании Nordwind Airlines Boeing 777-300ER, из-за чего борт не смог покинуть Мехико. Ирландский лизингодатель в воскресенье арестовал "Боинг-737" компании "Победа".
Бывший замминистра гражданской авиации СССР, заслуженный пилот Олег Смирнов отмечает, что ранее подобных санкций не было, поскольку сделка по гражданским самолетам колоссальна — в России используется до 800 самолетов западного производства. Такого рода санкции рискуют приковать к земле воздушный парк авиакомпаний не только для полетов за границу, но и внутри страны, если мы откажемся возвращать суда лизингодателям, ссылаясь на форс-мажор и контрсанкции.
"Включение в санкционные списки означает, что эти самолеты будут просто простаивать и самолетов не будет. Этот вопрос, как правило, не задается авиакомпанией, потому что у нее все оговорено в документе, в договоре, который заключен между авиакомпанией и лизингодателем. А там есть такой раздел, что в случае, если самолету понадобится заменить запасную часть или оборудование, то "Боинг" или "Эйрбас" обязуются в течение суток предоставить его в любую точку Земного шара. И они соблюдали эти правила. А самолет — это очень тонкое инженерно-техническое изделие. Там тысячи комплектующих — от электроники до техники двигателя, и в любой момент все может отказать", — рассказал Олег Смирнов Накануне.RU.
Сейчас, как отмечает эксперт, у нас остались Ту-204, Ту-214, Ту-154, Ил-86, Ил-96. Но большинство из них стоит у забора, ржавеет. Многие из этих машин даже не летали. Не ржавеют только летающие самолеты, а нелетающие — всегда.
"Все деньги тратились на "Суперджет-100". Погосян, по сути дела, обманывал президента, говоря, что это самый лучший самолет, что он конкурентный, а от него в итоге отвернулись во всем мире. Сейчас "Суперджет-100" начал дорабатываться, недостатки устраняются и он уже начал показывать себя на местных воздушных линиях. Кстати, это одна из причин, почему у нас местные авиалинии быстрее, чем у кого бы то ни было, восстанавливаются. Но пассажировместимость и характеристики этого самолета не позволяют регулярно летать за рубеж. Об МС-21 толкуют как о лучшем в мире, конкуренте "Боингу", "Эйрбас" и так далее. Но самолет такая штука, что пока у тебя нет сертификата на него — помалкивай. Понимая, что это неплохой самолет, американцы нам пару подножек поставили. Первая — перестали поставлять композит для крыла, а это же серьезное дело. И второе — электронику для кабины экипажа перестали поставлять. Мы вышли из положения — стали делать на собственном материале. Ведь мы-то авторы композитные материалов. Так же и с электроникой вышли из положения, но поживем — увидим, как", — отмечает Олег Смирнов.
Таким образом, надеяться на быстрое импортозамещение не приходится. Определенная надежда также есть на страны БРИКС. Гражданское авиастроение в ряде стране организации в последнее время неплохо развивается. Недавно Россию посещал президент Бразилии Жаир Болсонаро, договорившийся о развитии целого ряда совместных проектов, однако крупных контрактов на закупку пассажирских самолетов тогда подписано не было.
Китай разработал и производит собственный ближнемагистральный самолет ARJ-21, однако до сих пор их производится относительно немного. В китайских СМИ говорится о 15 единицах, произведенных в 2019 г., на 2020 г. планировалось построить 30, а позже заявлялось о планах выйти на производство 100 таких самолетов ежегодно. Таким образом, ARJ-21 даже для авиакомпаний в самой КНР остается редкостью. Кроме того, нельзя забывать о возможном обострении в Тайваньском проливе, а значит, и о том, что Пекин, начав десантную операцию, рискует получить аналогичный пакет санкций.
С919, аналог нашего МС-21, также пока не готов для коммерческой эксплуатации и сначала, в любом случае, будет поставляться на внутренний рынок. Что касается совместного широкофюзеляжного самолета СR 929, то он до сих пор находится на стадии проектирования. 14 февраля директор китайского отделения Rolls-Royce Джулиан Маккормак заявил, что компания намерена побороться за заказ на изготовление двигателей для этого самолета. Однако теперь, на фоне нынешних санкций и беспрецедентной военной эскалации, такое сотрудничество выглядит немыслимым.
Кроме того, сейчас нельзя даже приблизительно сформулировать стратегию закупок за рубежом.
"Если ввели ограничения на сертификацию, то все — у нас уже нет этих самолетов. А для того, чтобы заменить их, надо было 30 лет. А все эти 30 лет воровали бюджетные деньги, слаще нет забавы для такого рода чиновников. Для того, чтобы построить 800 самолетов, такое же количество — десяток лет нужно, это серьезное дело, но если поднажать. Не думаю, чтобы останавливали все сразу. "Боингу" и "Эйрбасу" тоже нет смысла останавливать сразу все самолеты, это экономический крах для них. Теоретически можно кое-какую технику прибрать там-сям, но не забывайте, где находится Бразилия. США могут по-соседски попросить не продавать. Надо увидеть документ об этом действии — сколько самолетов, в какие сроки приостановить, когда прекратить их ремонт, там все это будет расписано и появится более-менее понятная картинка, кого на кого менять", — подытожил Олег Смирнов.