Юрий Болдырев: Вопиющая безответственность тех, кто допустил заморозку золотовалютных резервов
Стало известно, что финансовые власти РФ при просчетах дальнейших действий на Украине даже не предполагали заморозку золотовалютных резервов. И все последующие ограничения могли оказаться для финансового сектора неприятной неожиданностью. В таком случае действия ЦБ и Минфина выглядят вопиюще безответственными, уверен экономист, экс-зампред Счетной палаты Юрий Болдырев. Он поделился своим экспертным мнением с Накануне.RU:
– С точки зрения ответственности власти, конечно, не может быть такого, чтобы государственная власть планировала действия, далеко выходящие за рамки просто признания ЛНР, ДНР, и при этом не обсуждала бы последствия всерьез с ключевыми руководителями. Ведь теперь под ударом наши золотовалютные резервы. На протяжении десятка лет многие, в том числе и я, писали, что нельзя хранить резервы в инструментах потенциального противника.
Мы знаем, что только в последнем году – "предспецоперационном" – из России было вывезено в Лондон около 250 тонн золота. Соответственно, вместо этого получили "резаную бумагу", но нам нужно иметь золото, а не бумагу. А почти всю годовую добычу вывезли. И с моей точки зрения, это говорит о вопиющей безответственности тех, кто это допустил.
Как итог, я вижу полное разрушение прежней модели экономики. Я напомню, что эта модель основана на знаменитом заявлении Грефа, когда он был министром экономики, вечером перед Новым годом в начале 2000-х, – что у нас с Европой отличные отношения, мы поставляем сырье, а они нам готовую продукцию. Вот это – суть модели экономики, которая, вне зависимости от лозунгов, все эти годы не менялась. С этой моделью российской национальной экономики давно должно было быть покончено.
Но она заканчивается не сознательной и осмысленной волей наших властей, а просто тем, что нам отказывают в покупке ресурсов, скажем так, на более-менее приемлемых условиях.
Если Китай останется основным, монопольным рынком для нас, то условия будут крайне неприемлемыми. Поэтому единственный выход для России, чтобы выжить и развиваться, вне зависимости от того, как будет развиваться спецоперация – вводить такие механизмы национальной экономики, в которых интересы государства и национальной экономики значительно выше интересов любых прибылей. Соответственно, разворачивать весь поток добываемого сырья исключительно на национальное развитие – научно-технологическое, промышленное и так далее. И это модель экономики, противоположная той, которая сейчас жалко трепыхается.