23 Декабря 2024
search

Сохранит ли Россия базы в Сирии?

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Александр Иванов: Отказ от Болонской системы — не поздно ли пить "Боржоми"?

Председатель Союза юристов России Сергей Степашин призвал Россию выйти из Болонского образовательного процесса. По его мнению, участие в нем не только не оправдало возлагаемых надежд, но и привело к утрате важнейших достоинств системы классического российского и советского образования. Свои мнением об этом поделился с Накануне.RU профессор, автор движения "За возрождение образования" Александр Иванов.

— Высказывание Степашина — это всё равно, что высказывание Бастрыкина, который сказал, что надо отменять ЕГЭ, потому что ЕГЭ — это плохо. То есть пока это всё на уровне "бла-бла-бла". Предмета для обсуждения, по большому счёту, нет. Говорить о каких-то серьёзных заявлениях наверху, о смене образовательной политики пока нет никаких оснований. По крайней мере, заявление Степашина для этого никаких поводов не даёт.

Теперь по существу. Сегодня отменить Болонскую систему и вернуться к специалитету — это затеять очередную перестройку всего образовательного процесса в вузах. Кто-то скажет, что было плохо, а давайте отрежем, выкинем, давайте возвращаться в советскую систему. Она убита уже. Как и система подготовки специалистов. Там нет кадров, которые в состоянии сейчас быстро перекроить учебные планы. Старые поднимать? Те, кто преподавали старые планы, в большинстве своём уже и не работают, специалистов этих нет. То есть затевать сейчас кардинальную перестройку, ломать то, что есть, и переходить к старому — любая перестройка это всегда падение качества.

УрГЭУ-СИНХ, Уральский государственный экономический университет(2021)|Фото: Накануне.RU

Я хочу напомнить, как переходили к Болонской системе в своё время. Пришло указание отказаться от специалитета и внедрить Болонскую систему, потому что было сказано, что это хорошо. А как "хорошо" ведь не сказали, сказали, что в вузах сейчас будет бакалавриат четыре года, потом два года магистратура — переделывайте все учебные планы и курсы, чтобы всё было так. Но в вузах переделывать было некому, и вообще это работа неподъёмная, работа не одного года.

Что реально произошло — четыре года специалитета отрезали, назвали бакалавриатом, а пятый последний год растянули на два и назвали магистратурой. Затем в течение десяти лет примерно, а весь процесс до сих пор не завершён, вот эту систему доводили до ума, формировали новые курсы, откатывали их. А чтобы курсы поставить, нужно несколько лет. Учебные планы доводили до ума. И в некоторых вузах сегодня эта система Болонская более-менее адекватно работает, и бакалавриат, и магистратура работают. Если сейчас сказать — давайте снова всё поменяем назад и откажемся от этого — это будет перестройка наоборот — опять всё сломать и так далее. Поэтому поступать в приказном порядке так нельзя категорически.

Что надо делать? Надо дать вузам право как вариант восстановить специалитет, если они считают это целесообразным. Не жёстко Болонская система, а хотите — пять лет учите специалиста, если вы считаете правильным. Как на это вузы среагируют — любопытный момент. Во многих центральных вузах сегодня в магистратуру поступает 90% выпускников бакалавриата, то есть практически все студенты учатся шесть лет. Не пять, как раньше, а шесть. А финансирование у нас нормативно-подушевое. То есть для них, для центральных вузов, где магистратура охватывает практически всех, шестилетняя Болонская система выгодна, экономически выгодна, они от неё отказываться не будут. Они скажут — зачем этот специалитет, если у нас всё отлично работает, шесть лет — замечательно.

Если взять региональный какой-нибудь вуз, инженерный, например, где раньше был специалитет пять лет, а сейчас стал бакалавриат четыре года, а магистратуры у них просто нет от слова совсем, то им экономически выгодно восстановить специалитет, и они, конечно, по этому пути будут стараться идти, потому что пять лет — это не четыре, это другое финансирование — плюс 25% к тому, что есть, то есть они экономически будут заинтересованы. И понятно, что если им такое право дать и дать деньги, они на это отзовутся, да, они будут восстанавливать специалитет.

Но тут масса проблем. Проблема кадров — сейчас некому работать в вузах, там кадры вышибали из системы на протяжении последних десяти лет последовательно. Те, кто остались, смотрят, как из этого вуза уйти. Ещё и дистант добавили, то есть тут масса проблем. Проблема кадров, проблема денег. Если им такое право дать, то региональные вузы, конечно, будут стремиться перейти и восстановить специалитет просто по экономическим причинам. Конечно, это будет способствовать и улучшению качества выпускников, потому что пять лет учить — это не четыре года.

Так что здесь такие пути могут быть. Право такое безусловно надо дать, ну а о кардинальной перестройке и сломе системы сейчас неуместно говорить, потому что это будет уже во вред.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС