Илья Гращенков: Набиуллина кашу заварила, она её и будет расхлёбывать
Как известно, после начала спецоперации у России оказалась заморожена огромная часть резервов, на фоне этого, по неподтвержденным данным, Эльвира Набиуллина, вроде бы, даже подавала в отставку, но ее не приняли. Более того Владимир Путин предложил Госдуме поддержать её кандидатуру на новый срок в качестве главы ЦБ. Однако, изменения в составе регулятора все же произошли — уходит первый заместитель Сергей Швецов, "прославившийся" еще осенью высказыванием о пенсионерах, которым "помогать уже поздно". Возможно, это и есть начало структурных изменений? Или Швецова просто "принесли в жертву", чтобы оставить Набиуллину? Своим мнением об этой ситуации с Накануне.RU поделился политолог Илья Гращенков:
— Я считаю, что сегодня возможность уйти из Центробанка — это преимущество для чиновников, потому что ЦБ потерял золотовалютные резервы и фактически не очень понимает, что ему дальше делать и чего придерживаться. По некоторым данным, Набиуллина даже просила отставки, но не получила её. То есть фактически речь идет о том, что придётся в сложной ситуации продолжать разбираться, тянуть эту запущенную стратегию.
Швецов занимался резервами, сегодня же на этом направлении делать нечего. Практика, запущенная ещё Кудриным, которой придерживалась либерально-ориентированная часть экономики, по накоплению резервов, вкладывая их в иностранные ценные бумаги, сегодня себя исчерпала и не представляется возможной в связи с санкциями и арестом этих активов, поэтому как минимум сохраняется сама конфигурация ЦБ во главе с Набиуллиной.
Тотальной перезагрузки пока нет, и что называется, кто кашу заварил, тот и будет её расхлёбывать. А с другой стороны, какие-то профильные замы, кто этим занимался, сейчас просто не нужны. В сложившейся ситуации всё к лучшему, как мне кажется.
У Центробанка теперь есть не такой уж большой лаг для манёвра, что касается международной конъюнктуры, то есть как инвестиционный инструмент он себя частично исчерпал в связи с этими арестами. Но у него остаётся две главнейшие функции: прежде всего печать денег, и здесь, конечно, важно решение Правительства — будут они увеличивать сейчас денежную массу, чтобы покрыть выпадающие расходы, или нет. Пока, вроде бы, не будут. Вторая функция — это регуляторная функция, связанная со ставкой прежде всего. Ставка сейчас невыгодная для бизнеса, но её могут повысить ещё больше — и до 25%. Но, конечно, это будет определяться рекомендациями Правительства, а не Центробанка как регулятора, потому что сегодня у Центробанка нет своих интересов, они подчинены интересам экономики, а штаб по противодействию санкциям располагается в Правительстве.
Центробанк никогда не принимал решений по своему усмотрению. Понятно, что у него есть функции, которые определяются рядом ведомств — от Госдумы до Правительства, но у нас в России многие институты работают не так, как им предписано. Та же Госдума принимает законы, которые могут "спускать" из Правительства, а Госдума их принимает как свои. Так же и с ЦБ — мы понимаем, что он как бы независимый регулятор, но он выполняет указания определённого блока Правительства и президента, поэтому я думаю, что и тут будет некоторая зависимость от операционного штаба по противодействию санкциям, в который вошли Мишустин, Белоусов и Собянин. И тут будет многое зависеть от того, чья точка зрения победит — условно говоря, Белоусова, который сторонник развития национальной экономики и который и раньше был сторонником того, что можно под это увеличить денежную массу, то есть такой "инфляционист"; или старая экономическая группа — грубо говоря, Набиуллина, Греф и Кудрин, к которой можно считать примкнувшим и Мишустина. Исходя из этого ЦБ, видимо, и будет принимать какие-то решения, то есть она будет зависима от группы, которая сегодня будет определять контуры будущей экономики.