"В 2020 году поддержки было больше". Малый бизнес заявил о недостаточности антикризисных мер
Правительство РФ приняло очередной пакет мер поддержки экономики, направленный в первую очередь на субъекты малого и среднего предпринимательства. Речь идет о существенных налоговых послаблениях для отдельных отраслей. Однако представители МСП указывают, что для сохранения бизнеса, который только начал оправляться после ковидных ограничений, действий недостаточно. По словам участников рынка, сейчас многие малые предприятия существуют только на бумаге, а отдельные сферы бизнеса остались без внимания властей. В особенно уязвимом положении оказались производственные предприятия.
Согласно новому закону о мерах поддержки как физических, так и юридических лиц в условиях жестких санкционных мер со стороны западных государств, все налогоплательщики, за исключением тех, которые находятся в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства, получат возможность возмещать НДС. Причем сделать это они смогут в заявительном, упрощенном порядке.
Кроме того, в 2022-2024 курсовая разница будет учтена при расчете налоговой базы по погашению задолженности по валютным обязательствам. Такая мера призвана исключить влияние курса рубля на обязательства по налогу на прибыль. Также документ включает в себя освобождение IT-компания от налога на прибыль, послабление в части транспортного налога, налога на имущество организаций, НДФЛ и других обязательных платежей.
По словам заместителя начальника Уральского ГУ Банка России Сергея Коровина, сейчас также действует комплекс мер поддержки бизнеса, который реализуется через финансовый сектор. Его условно можно разделить на три группы: предоставление льготных кредитов МСП, кредитных каникул и поддержка платежей. Все они являются крайне востребованными, особенно, на Урале.
Так, по данным ЦБ, в 2021 году объем выдачи кредитов субъектам МСП вырос на 40% и достиг исторического максимума. Всего бизнесмены получили 374 млрд руб. Соответственно, с новым витком кризиса возникла угроза просрочки платежей и невыплаты кредитов.
"В 2021 году в отдельных отраслях экономики Свердловской области наблюдался рост, который привел к увеличению спроса на кредитование, в том числе со стороны малого и среднего бизнеса. Также увеличение объемов выдачи кредитов обеспечивалось льготными программами. В 2021 году бизнес мог оформить займы с господдержкой под 3% или 8,5%", — рассказал заместитель начальника Уральского ГУ Банка России Сергей Коровин.
Однако, по мнению президента Союза малого и среднего бизнеса Свердловской области Анатолия Филиппенкова, мер государственной поддержки МСП никогда не хватает, так как именно небольшие предприятия пострадали больше всех. Особенно это заметно в малых городах, где много компаний продолжают числиться только на бумаге.
"Сначала удар по ним нанесла пандемия, теперь санкции. Ситуация показала, что поддержки было недостаточно. Вчера президент говорил о кредитах под 3% для инновационного бизнеса. Это очень интересно, так как во время кризиса начинает увеличиваться количество патентов, происходит переход на новые технологии. Сейчас идет перестройка МСП, и это нужно закрепить на законодательном уровне. Необходимо корректировать устаревший Налоговый кодекс. Например, в Японии и Америке не берут налоги, если предприятие перешло на инновационный продукт. Самые нуждающиеся сейчас в поддержке отрасли — это медицина, экологический и промышленный бизнес", — отметил Анатолий Филиппенков.
При этом, по его словам, налоговые послабления не должны привести к сокращению доходов бюджета. Как следует из опыта других стран, такие меры, напротив, приводят к легализации тех, кто сейчас находится в тени, что увеличивает отчисления в пользу государства. Также руководитель Союза МСП указал на то, что сейчас в организацию поступает большое количество заявок с просьбой оказать помощь при выходе выйти на международные рынки. Речь идет об Армении, Казахстане, Сербии, Китае.
Экономист Константин Селянин отметил, что если анализировать все меры, принятые после 24 февраля, то их условно можно разделить на несколько направлений.
- Первый пакет отражает изменения в денежно-кредитной политике: подъем ставки, ограничение деятельности иностранцев на бирже, продажа экспортерами валюты и т.п.
- Второй касается налогового регулирования. К нему можно отнести обнуление ставок и снижение УСН.
- Третий затрагивает регулирование — это отказ от проверок и мораторий на арест счетов.
- И, наконец, четвертый направлен на узкую поддержку отдельных отраслей, как то IT и гостиничный бизнес.
"При это все перечисленные меры выглядят довольно дискоординированно и разрозненно, а многими из них большинство россиян и предприятий просто не смогут воспользоваться. К примеру, по кредитным каникулам пороговые значения существенно выше, чем в 2020 году. Условно, если вы взяли 350 тыс. руб. и выплатили 300, то претендовать на поддержку уже не можете. Так же от НДФЛ освобождаются вклады свыше 1 млн руб. При этом у 80% граждан нет таких средств на счетах. Самое главное, что эти меры не решают никаких задач, особенно для МСП, который вынужден закрываться", — считает эксперт.
В то же время, сами предприниматели тоже оценивают введенные меры весьма скептично. Владелец небольшого бизнеса по грузопассажирским перевозкам в диалоге с Накануне.RU отметил, что в 2020 году во время ковидных ограничений государство применяло более ощутимые меры поддержки именно малых предприятий и индивидуальных предпринимателей.
"Так, два года назад ИП в наиболее пострадавших от ковида отраслях получали налоговые каникулы на один квартал. К прочему, государство выплачивало прямые финансовые компенсацию в качестве поддержки. Сейчас для ИП, малых предприятий и самозанятых таких мер нет. Вместо этого поддержка направляется в IT для сохранения кадров в России и в гостиничный бизнес, спрос на который только возрастет из-за ограничения возможности отдыхать за рубежом", — считает предприниматель.
В то же время, обращает на себя опыт Китая. Чтобы простимулировать занятость, власти продолжат поддержку малого и среднего бизнеса, прежде всего — фискальную. В прошлом году налоговая нагрузка на бизнес в КНР была снижена на 1,1 трлн юаней ($174 млрд). В нынешнем году она сократится еще примерно на 1 трлн. Это произойдет за счет временного освобождения малых налогоплательщиков от уплаты НДС, а также снижения на 50% подоходного налога на доходы в размере от 1 млн до 3 млн юаней для малых и низкорентабельных предприятий ("их фактическое налоговое бремя понизится с 10% до 5%", поясняется в проекте бюджета-2022). Кроме того, бизнесу проведут возврат НДС на 1,5 трлн юаней. По предварительным расчетам, за 2022 год общий объем денежных средств, высвобожденных благодаря политике по возврату и сокращению налогов, составит примерно 2,5 трлн юаней.