"Капитулянтский курс" себя исчерпал
Пока на фронтах принимаются военные решения, в Центре принимаются решения политические и экономические. И если про генералов спецоперации, наверное, нельзя сказать, что они готовились к "прошедшей войне", судя по работе беспилотников, по точечным ударам и запуску гиперзвуковых ракет, то вот "генералы" от политики и экономики явно живут и принимают решения по прошлым лекалам, которые, может быть, еще могли бы работать до 24 февраля, но сейчас все глубже загоняют страну в безвыходное положение. Подробнее — в материале Накануне.RU.
Ну хорошо же сидели
Владимир Путин после начала спецоперации прямо сказал, что все необходимые решения приняты, а возможные сценарии просчитаны. Однако после скорой заморозки резервов Центробанка появились сообщения от различных источников, что такая заморозка вообще не просчитывалась и считалась лишь "гипотетической". Отсюда и "газ за рубли", который остался в подвешенном состоянии, и разрешение параллельного импорта, при котором можно покупать товары у других стран с каким-либо товарным знаком без разрешения правообладателя, и некоторые другие решения, которые похожи, скорее, на импровизацию, чем на просчитанные шаги и заранее принятые решения. Сюда же относятся и "стамбульские декларации", которые, вроде бы, куда-то движутся, но потом откатываются назад, получая обидный ярлык "хасавюрт 2.0".
Иными словами, как писал политолог Алексей Чадаев, часто реакции элит на происходящее похожи на непонимание — "ну хорошо же сидели". Рыночный курс продолжает править бал, хотя уже понятно, что этот самый рынок выталкивает страну в управленческое болото всеми возможными способами, потому что мы, по известной формуле, "не вписались", и не вписались всей страной, включая апологетов этого курса. То есть если раньше это относилось к простым гражданам, то теперь мировой рынок в экстренном порядке срыгивает и элиты. Могут ли такой курс и устаревшие идеологемы продолжать существовать в новой реальности? А может ли общество, живущее в вакууме смыслов и идеологий, принять "вчерашнюю" картину мира, живя при сегодняшних ценах? Впрочем, считать, что элиты что-то не понимают и живут вчерашним днем — значит польстить элитам, считает политолог, социолог Борис Кагарлицкий. Он уверен, что Центр как раньше жил в "параллельном" мире, так и продолжает там оставаться и принимать решения, исходя из нереальной картины мира.
"Они не просто пытаются, исходя из этой картины мира, действовать, они еще и пытаются менять реальность под заведомо невозможные решения. И у них есть совершенно безумное представление, что если они какое-нибудь постановление приняли, то оно будет выполнено просто потому, что они его приняли. Насколько это реализуемо, соответствует возможностям и условиям — им даже не приходит в голову проанализировать", — объясняет Борис Кагарлицкий в беседе с Накануне.RU.
Как раз "газ за рубли" — это иллюстрация к подобной картине мира, ведь сначала было принято решение, а потом в срочном порядке дан указ о разработке финансовой инфраструктуры, хотя порядок действий должен быть, очевидно, иным. И чем больше принимается подобных решений, тем больше система запутывается и усложняется, уверен эксперт.
Внешний контур
Вероятно, одно из таких "запутываний" произошло и в Стамбуле, когда сначала были объявлены одни положительные результаты, а затем отыграны обратно. Политолог Павел Салин уверен, что таким образом прощупывались позиции разных "крыльев" власти — в первую очередь крыло "ятребов", которое не устроило изменение в планах по фронтам и снижение "планки" по достижению поставленных целей.
"Это было такое тестирование мнения, в первую очередь даже не общественного, потому что общественное мнение находится под влиянием телевизора, это было тестирование Владимиром Путиным через Мединского вот этого отношения "ястребиной" части элит к возможному снижению "планки" задач на украинском направлении. "Ястребы" через близких им спикеров, через подконтрольные им каналы продемонстрировали, что для них такая позиция неприемлема. И Владимир Путин на следующий день с помощью того же Мединского, читающего по бумажке, откатил назад", — уверен политолог.
Тогда же телеграм-каналы отметили выражение лица заместителя министра обороны, который недвусмысленно отреагировал на заявленные "положительными" итоги.
Хотя, как отмечают эксперты, статусность делегаций на переговорах отличается, так как состав украинской делегации легитимизирован указом Зеленского, а вот российская группа переговорщиков не имеет официального статуса, закреплённого указом президента. Как пишет политолог Максим Жаров, это может значить, что переговорный процесс для элит со стороны России носит имитационный характер и "имеет целью либо формирование для внешних союзников России искусственных позитивных ожиданий в отношении перспектив урегулирования Украинского конфликта, либо ширму для согласования каких-либо сугубо частных вопросов между российскими и украинскими олигархами".
Скорее всего, силовой корпус остается на втором плане, а условно "либеральный" занимается основной политикой и экономикой. Теперь же Владимир Путин объявляет, что ошибки неких стран привели к тому, что мы имеем сегодня:
"Положение дел на глобальном рынке продовольствия за последние два года заметно осложнилось. Ошибки в экономической, энергетической, продовольственной политике развитых стран привели к резкому росту цен на продукты питания во всем мире... Ситуация в энергетической сфере ухудшается в результате нерыночных грубых мер, в том числе административного давления на нашу компанию "Газпром" в некоторых европейских странах. Мы наблюдаем очередную попытку наших партнеров переложить свои собственные ошибки в сфере экономики и энергетики на Россию".
Но складывается впечатление, что эти самые ошибки сделали не только и не столько западные страны, сколько наши экономисты.
Что дальше? Внутренний контур
Эксперты соглашаются с тем, что прежний курс в экономике себя исчерпал, хотя это было понятно еще до ковида. И несмотря на все "принятые решения", как говорил один известный главнокомандующий, есть логика намерений, а есть логика обстоятельств, и первая всегда проигрывает последней. Иными словами, все, что просчитывали и продумывали в Кремле, может оказаться пустышкой, и тут необходимо будет объяснить гражданам, почему даже если "партнеры" перекладывают свои ошибки на Россию, то они ложатся в первую очередь на население? Нужны будут новые идеи и смыслы, чтобы система не затрещала по швам.
Что может быть новой идеологией? Прежде чем менять идеологию, нужно сменить всю высшую касту в государстве, уверен Борис Кагарлицкий, потому что любая идеология, неважно какая, при нынешней системе власти все равно будет сведена к имитации и коррупции. Иначе курс, который власти проводят сейчас, из либерального превратится в "капитулянтский", уверен полковник авиации, советский и российский политический деятель Виктор Алкснис.
"Если мы хотим быть сырьевым придатком и не иметь право на свой суверенитет и независимость, не иметь права быть суверенным государством, то нам, видимо, сейчас надо признавать свою капитуляцию, подписывать акт о поражении на Украине, уходить оттуда, извиняться перед всем миром, каяться, выплачивать репарации и прочее — вот он либеральный курс", — говорит Алкснис в беседе с Накануне.RU.
В ином случае нужно переходить к чему-то новому. Обычно говорят про мобилизационную экономику, новую индустриализацию, но, как считают некоторые эксперты, для этого уже нет условий — это надо было готовить и делать год-два назад, потому что сейчас нам светит не реиндустриализация, а что-то вроде военного социализма. Потому что индустриализацию Советский Союз проводил, когда у него была достаточно открытая и связанная с внешним миром экономика — мы получали технологии, специалистов, ориентировались на западные образцы, именно поэтому индустриализация удалась. Другое дело, что там было соединение, по словам того же Сталина, большевистской решительности и американской деловитости. А если сейчас нет ни того, ни другого, то просто заявления про реиндустриализацию и импортозамещение абсолютно бессмысленны.
Как считает Борис Кагарлицкий, в подобной ситуации стоит вопрос иного рода — о рационировании, нормировании, социальном нормировании. Мы должны иметь реально выполнимые и реально значимые социальные нормы — понимание, какие социальные группы и как должны быть обеспечены, какие производства, какие региональные задачи должны решаться в первую очередь и так далее.
"То есть это не вопрос планирования, а вопрос создания системы приоритетов и создания политической и социальной инфраструктуры, которая позволит эти приоритеты выполнить. Не имитировать выполнение, как сейчас это делается, а выполнить реально. И совершенно понятно, что это невозможно при нынешней элите", — говорит политолог.
Поддерживает мысль и Виктор Алкснис — он уверен, что для любого рода решений теперь нужна серьезная "зачистка" от тех, кто проводил 30 лет, проводит и будет еще проводить этот "капитулянтский" курс:
"Большинство нашего общества прекрасно понимает, что тот курс, которым мы шли последние 30 лет, завёл нас в тупик, и то, что происходит на Украине, заставляет задуматься — а не пора ли поменять коней на переправе? Ясно, что те трудности и проблемы, которые возникли сейчас, они вызваны в первую очередь как раз тем либеральным курсом. И есть конкретные люди, которые этот курс проводили и осуществляли. Их надо всех убрать срочно из власти, проводить в буквальном смысле зачистку, и человек с либеральными взглядами не может быть сегодня во власти, он должен быть оттуда изгнан. Пусть даже будет законодательный запрет на привлечение таких людей к управлению государством".
Конечно, законодательный запрет — это, может,и слишком, но суть понятна: сначала меняется старая окукленная элита, а уже потом принимаются новые решения во всех сферах, в том числе и в идеологии, потому что иначе, как уверены эксперты, "любая идеология, неважно какая, при нынешней системе власти все равно будет сведена к имитации и раздербаниванию ресурсов".
Политолог Павел Салин предсказывает изменения на горизонте полугода-года, когда общее давление и санкции перейдут из количественного показателя в качественный и не оставят другого выхода, кроме как менять систему, иначе давление начнет пропорционально расти и на внутреннем контуре.
"Для населения есть перспектива — трудная, но обнадёживающая — связанная с пересмотром существующих сейчас приоритетов, но эта перспектива очень неприятна для власти, потому что даже частичный пересмотр внешнеполитических приоритетов, как показал конец марта, угрожает стабильности её положения. Поэтому власть, по большому счёту, сейчас по всем направлениям всё больше и больше погружается в ловушку, которая пока не захлопнулась, но по различным направлениям и измерениям она будет захлопываться на временном промежутке от нескольких месяцев до полугода. В широком смысле — до конца года", — резюмировал Павел Салин в беседе с Накануне.RU.