Власти отказались от самой дорогой "мусорной" концессии на Урале из-за стоимости кредитов
Власти заморозили многомиллиардный проект по строительству мусоросортировочного комплекса и полигона твердых коммунальных отходов "Екатеринбург-Юг". Несмотря на то, что концессионное соглашение с инвестором было подписано еще летом 2021 года, строить жизненно необходимую для города инфраструктуру пока отказались, так как в качестве источника финансирования предполагалось использовать заемные средства, а кратное повышение ставок по кредитам привело к его существенному удорожанию. При этом мусорная концессия — не единственный проект, который пришлось отложить в долгий ящик. Под вопросом оказалась концессия городского транспорта. Как указывают собеседники агентства в мэрии, положительного решения по проекта не будет, пока не изменится ситуация в банковском секторе.
Как сообщил Накануне.RU источник, знакомый с ситуацией, принято решение отложить строительство мусоросортировочного комплекса и полигона ТКО "Екатеринбург-Юг". При этом сроки заморозки проекта инсайдер назвать не смог.
"Сейчас мы физически не можем позволить себе приступить к строительству объектов. Дело в том, что по кноцессионному соглашению инвестор должен был привлечь банковские средства. Планировалось, что сам полигон и мусоросортировочный комплекс обойдутся в 12 млрд руб., а 7 млрд руб. будут выплачены сверху в виде процентов. Однако сейчас ставки по кредитам подскочили до 25% и выплаты по процентам в таких условиях оказались больше, чем сумма займа. Пока ситуации не стабилизируется, ни о каком строительстве речи идти не может, так как иных источников финансирования у нас нет", — объяснил ситуацию собеседник агентства.
Еще в феврале 2022 года замгубернатора Свердловской области Сергей Швиндт заявлял, что начать строительство мусорной инфраструктуры планируется уже в этом году. При этом проект будет реализован исключительно за счет банковских средств. Однако уже 28 февраля ЦБ РФ на фоне начала спецоперации РФ в Украине поднял ключевую ставку до 20% в целях поддержания финансовой стабильности и предотвращения неконтролируемого роста цен. Такое решение регулятора и привело к резкому скачку цен на кредитные продукты.
Концессионером в проекте "Екатеринбург-Юг" стало ООО "Экологические системы", подконтрольная ООО "Холдинговая компания "Экологические системы" ("ХКЭС"). Компания также выступает учредителем регионального оператора ТКО в Тюменской области — ООО "Тюменское экологическое объединение" (ТЭО) и регоператора в Свердловской области — ООО "Компания Рифей". Все они считаются подконтрольными бизнесменам Артему Бикову и Алексею Боброву. Компания должна была построить мусоросортировочный комплекс мощностью не менее 700 000 тонн в год. Также в проекте предусмотрен участок компостирования органических отходов и отсева для производства техногрунта минимальной производительностью 255 тыс. тонн, а также производство RDF — топлива на 210 тыс. тонн в год. Стоимость объектов оценивалась 19 млрд руб.
При этом, судя по всему, региональные власти и городские чиновники уже даже согласовали участок для размещения объектов. Как отметили в правительстве Свердловской области, последней наиболее вероятной площадкой накануне решения о заморозке стала площадка в Березовском городском округе. Именно там власти планировали разместить полигон в 128 га. Вероятно, к этой территории вернутся, когда проект будет реанимирован. Хотя, как считают участники рынка, это может спровоцировать протестные акции со стороны местного населения.
Однако главная проблема переноса строительства нового полигона заключается в том, что в полуторамиллионном Екатеринбурге в ближайшее время не останется ни одного пригодного для использования полигона ТКО, и свозить отходы со всего мегаполиса будет некуда. Действующий полигон "Северный", который эксплуатирует МУП "Спецавтобаза", практически исчерпал свой ресурс и окончательно будет заполнен уже в 2023 году. Строящийся ему на замену полигон "Екатеринбург-Север" также далек от завершения. В сложившихся условиях властям, вероятнее всего, придется продлить срок службы действующей свалки, что усугубит экологические проблемы города, а также отложит создание эффективной системы обращения с ТКО и налаживание замкнутого цикла.
Отметим, что мусорная концессия на 19 млрд руб. – далеко не единственный и не самый дорогой проект свердловских властей, который рухнул из-за ситуации в финансовом секторе. Власти также заморозили передачу в концессию МУП "Гортранс". Мэр Екатеринбурга Алексей Орлов рассказал, что в городе прорабатываются сразу несколько вариантов финансово-экономических моделей по реализации концессии в отношении электротранспорта. Однако из-за стоимости порядка 40 млрд руб. — более реально выглядит локальное решение проблем. Так, мэрия ожидала поступления частной концессионной инициативы по сообщению города с Академическим районом. В рамках соглашения планировалось достроить трамвайные пути, провести подвижной состав и достроить депо.