Что будет с Херсонской и Запорожской областями?
Помимо решения военного вопроса, в ходе специальной военной операции России остро стоит вопрос политический: что будет с территориями, уже контролируемыми ВС РФ? Для ДНР и ЛНР это почти неактуально: новые территории присоединяются к ним, где государственность за восемь лет была создана. Это касается прежде всего двух областей, которые были освобождены от украинской власти практически мирно, — Херсонской и большей части Запорожской.
В конце марта проблема стала очень острой. Многие политики и эксперты призывали решать ее как можно быстрее. Главная загвоздка состоит в следующем: на освобожденных территориях Россия останется или нет? Если Россия уйдет, то какая может быть явная лояльность у местного населения, ведь после ухода ВС РФ самых активных сторонников просто перережут нацисты. Поэтому люди и боятся занять активную пророссийскую позицию. Буча стала печальным подтверждением таких опасений. Если же Россия пришла навсегда, то почему на местах сохраняется местная власть, вещающая об "оккупантах" и угрожающая всем, кто будет помогать ВС РФ? Все это вызывает огромное недоумение.
На это, например, указывает немецкий журналист Аnti-spiegel Томас Рёпер по результатам своей поездки в освобожденные регионы. Главным удивлением, по его словам, было то, что настроенные против России местные жители высказывают это российским военным в лицо, ничего не боясь. А наши воины стоически это выслушивают. А боятся прежде всего те, кто за Россию. Они шепотом просят российских солдат не бросать их. Поэтому и на камеру выступают прежде всего настроенные про-нацистски жители украинских областей, а пророссийское большинство просто опасается это делать. И опасается еще больше, чем в 2014 году, потому что после спецоперации России, в случае возврата нацистов репрессии против местных еще больше усилятся. Поразительная ситуация, которая не может и не должна долго продолжаться.
Экс-депутат Рады и экс-спикер парламента Новороссии Олег Царев в конце марта заявил, что наконец-то в Москве приняли решение о создании на освобожденных территориях Украины военно-гражданских администраций (ВГА). Он встретился с главой Крыма Сергеем Аксеновым, который активно включился в эту работу и у которого есть бесценный опыт присоединения к России.
Чуть позже Царев сообщил, что в Запорожской области процесс активно идет: руководители ВГА назначены, телевидение есть, идет подготовка школ к обучению, готовятся решения по налаживанию приграничной торговли. Руководители ВГА назначаются приказами руководителей воинских подразделений, которые контролируют эти территории.
Как это происходит, не сообщается. Однако, например, в Мариуполе новый мэр Константин Иващенко был выдвинут на собрании лидеров общин. Это местный депутат горсовета. Глава ДНР лишь утвердил выбор народа. Аналогично были утверждены и главы небольших освобожденных населенных пунктов (Гранитное, Донское). Правда, там все это сделать гораздо проще. Есть и еще одно отличие от Херсонской и Запорожской областей: в Донбассе населенные пункты имеют ясное политическое будущее с ДНР и ЛНР, которые признала Россия. На Украине пока такой ясности нет. Хорошо бы, чтобы она появилась. Ведь южнорусские регионы имеют исторический опыт выдвижения лидеров местного самоуправления, который хорошо проявился в 2014 году в Крыму и Донбассе.
Какие задачи должны решать ВГА? Глава Новокаховской ВГА Владимир Леонтьев заявил на российском телевидении, что остро стоят неотложные вопросы обеспечения медикаментами, топливом и посевным материалом. Из положительных моментов есть постоянная гумпомощь из России. Также создаются органы полиции. Была создана ВГА в Каховке. В этих городах рядовые чиновники в большинстве своем выразили желание продолжить службу (как и практически везде, в том числе в Донбассе, бегут только "топовые" чиновники, которые боятся много потерять). Из всего этого можно заключить, что главной задачей является назначение прежде всего ключевых руководителей, потому что местные службы жизнеобеспечения состоят из местных и остаются на местах.
В Бердянске и.о. мэра Александра Сауленко назначил комендант города. Новый градоначальник заявил, что будущее города неразрывно связано с Россией. В Мелитополе новая власть появилась еще в начале марта. Она тоже была назначена военными.
С трудом, с понятными и неожиданными сложностями, но процесс организации гражданской жизни на украинских территориях, освобожденных от нацистов, начинается...
О формировании ВГА заявил еще 26 марта вице-премьер Крыма Георгий Мурадов. Он также сообщил, что в Херсонской и Запорожской областях вводится в обращение рубль. В Крым уже начали поступать овощи с освобожденных территорий. Председатель Комитета спасения за мир и порядок Херсонской области Кирилл Стремоусов отмечает, что из Крыма идут лекарства, техника, топливо, хотя с последним до сих пор огромные проблемы. Правда, пока все это еще не отлаженный процесс.
Мурадов также сделал намек на фактическое присоединение южных регионов Украины, напомнив, что они входили в Таврическую губернию, составляя единый хозяйственный комплекс с Крымом, у которого есть "опыт консолидации здоровых сил общества".
Но особо стоит вопрос законодательства. По какому закону будут жить освобожденные территории? Если по украинскому, то Россия — заведомо "агрессор". Если по российскому, то это нужно объявить и запустить переходный период. Так что вопрос повисает в воздухе. Пока решаются самые неотложные задачи, это отходит на второй план. Но уже завтра с этим придется что-то делать. "Юридического вакуума" быть не может. Как и "вакуума власти".
Отдельная тема — управленческая. И она во многом связана с твердостью политического решения. Кто будет управлять регионами? Если территории пусть не сразу и не официально, но фактически присоединяются к России, то, возможно, правильно было бы назначить туда кого-то из России, раз уж на местах сложился вакуум, хотя бы в качестве временных координаторов. Ведь некоторые родом с Украины или начинали свою трудовую деятельность там, то есть знакомы с местной спецификой. На все это, разумеется, нужно политическое решение в Кремле. Но пока этого нет или об этом не говорят. Что удивительно. Если там находятся российские военные, то чего стесняться гражданских назначений? Это только вселило бы уверенность и в местное население, и в россиян, которые после странных переговоров в Стамбуле теряются в догадках.
Кого, к примеру, готовили конкурсы вроде "Лидеров России"? Или для чего нужна была Кремлю школа губернаторов, в ходе которой управленцам приходилось ложиться под БТР? Вот как раз отличная возможность проявить себя. Естественно, на добровольной основе, но нужно дать клич. Кто-то откликнется и попробует себя в сложном, но важном деле, которое может стать карьерным трамплином. Что отличало сталинских управленцев? Они создавали новое, иногда с нуля, а не просто приходили на готовое. Но это и формирует масштаб руководителя. Сейчас время закалять настоящих лидеров будущей России.
К слову, такие отличительные примеры были и без всякого конкурса. Глава уральского города Алапаевска Сайгид Билалов подавал в военкомат заявление с просьбой отправить его добровольцем на Украину. Военным добровольцем не отправили, но, возможно, стоит использовать опыт и намерения человека в налаживании жизни территорий в рамках создаваемых ВГА?
Определенно, приходят на ум и другие фамилии в силу их опыта и присущего личности патриотизма, люди эти кажутся вполне востребованными, по крайней мере, для временного "десантирования". Например, в Донбассе и до нынешней военной операции возникали большие трудности с работой металлургических предприятий, людям месяцами не платили зарплату. Теперь, очевидно, к этому прибавятся проблемы мариупольской "Азовстали". Потомственный металлург Сергей Носов возглавляет Магаданскую область, а до этого руководил Нижним Тагилом и его градообразующим предприятием — НТМК. Его отец, что примечательно, сам работал на Украине — главным инженером Макеевского металлургического комбината, директором Днепродзержинского металлургического завода, руководил Криворожсталью.
Некоторые телеграм-каналы также называют кандидатуру курганского губернатора Вадима Шумкова, который, похоже, искренне считает распад СССР большой трагедией и высказывался за возвращение плановой экономики. Повторимся, такое десантирование возможно на добровольной основе, но и для этого должно быть политическое решение.
Вопрос власти — важнейший. Даже самые эффективные действия армии должны подкрепляться административно, отмечает военный обозреватель Юрий Подоляка. Медлить с этим нельзя. Ведь как рассуждают люди? При украинской власти мы как-никак, но жили, зная, что будет завтра. А сегодня если новая власть пришла, то она должна решать вопросы жизни населения. Решать сегодня, сразу же, а не в "светлом будущем". Тем более, что от этого зависит не только будущее освобожденных регионов, но и самой России. Херсонская и Запорожская область имеют то огромное значение, что они связывают Крым с Донбассом.
И, кажется, лед тронулся, заявил сегодня Подоляка. "Судя по заявлениям, команда точно дана. Крым с Херсонской и Запорожской областям создает единый хозяйственный комплекс. Любой хозяйствующий субъект может заключать договора с крымскими предприятиями, они итак под санкциями, так что им ничего не грозит. Прежде всего планируется решать вопрос продуктов. Также резко должен увеличиться поток топлива. По моим данным, уже с понедельника крымская таможня будет работать по новым правилам", — рассказал эксперт.