Александр Иванов: Продлёнка еще больше отодвинет родителей от учебного процесса
Только во время дистанта родители многих школьников обнаружили, что школьная программа категорически плохо усваивается учениками самостоятельно, и начали бить тревогу: качество образования детей, изучающих дома предметы, под большим вопросом, как и будущие дипломы и результаты ЕГЭ. Теперь дистант окончен, в процесс снова включились педагоги, но расслабляться не стоит: программа осталась той же. И если во время дистанта родители ещё имели возможность наблюдать за процессом, вникать в конкретику, то теперь власти предлагают ввести обязательную продлёнку в школе. И вот во время продлёнки педагоги помогут сделать "домашку", а родителям и вникать не придётся. Только, возможно, придётся платить, причём, возможно, в обязательном порядке: за питание, за работу педагогов, за посещение кружков и секций.
В Госдуме рассматривается законопроект о регулировании продлёнки. Вячеслав Володин заявил, что группы продлённого дня станут обязательной частью образовательного процесса в случае принятия законопроекта. Да, до сих пор продлёнка считается "присмотром" и "уходом", не имея статуса образовательной программы. Видимо, и зарплаты тех учителей, что это проводят, за такую продлёнку тоже не как за урок? Возможно, по этой причине очень многие педагоги отказываются от участия в проведении продлёнок. И наверно, справедливо стоит ожидать, что после возведения продлёнки в статус образовательного процесса и зарплаты у учителей вырастут? Пока нет окончательного варианта законопроекта, сказать точно, что будет в итоге, нельзя, потому что декларирование задач от "Единой России" зачастую противоречит их фактическому содержанию после принятия. Вполне возможно, что и в этот раз будет что-то похожее. Своим мнением с Накануне.RU поделился профессор Александр Иванов.
— Это не первый их законопроект, который как бы решает какие-то вопросы. Вы слышали, что они недавно предложили исключить термин "образовательная услуга" из всех законодательных актов? Такой законопроект был внесён "Единой Россией" буквально недавно. Но предыстория этого вопроса известна. Вопрос об исключении образовательных услуг поднимала ещё Васильева лет пять назад, говорила, что будет наказывать за использование этого термина применительно к образованию, "образование — не услуга", говорила она. Но никого не наказала. Потом КПРФ вносила соответствующий законопроект об исключении термина образовательной услуги из всех законодательных актов. Это было буквально года полтора назад. И тогда "Единая Россия" им загородила эту инициативу. Комитет с Никоновым тоже загородил. Отклонили инициативу. А теперь, значит, "Единая Россия" вносит то же самое, и конечно, теперь примут. Вот я думаю, что из общих соображений законопроект о продлёнке, которая становится частью образовательного процесса, это того же поля ягода. Давайте, как говорится, и здесь отметимся. Едва ли что-нибудь принципиальное там может поменяться в смысле самого качества образования.
Я вот на что обратил внимание, о чём мне хорошо известно — сейчас стали говорить о том, что допобразование становится как бы частью образовательного процесса. Дополнительное образование — которое по желанию. А всё, что сверху основного, вообще-то платно по определению. В нормативных актах по допобразованию в принципе уже прописано, что дополнительное образование — это часть образовательного процесса. То есть школа как бы свои функции не выполняет, это уже официально признаётся, но вот есть такая замечательная возможность для желающих через дополнительное образование. И вот с этой продлёнкой, которая также, по заявлению Володина, становится частью образовательного процесса, разговор о том же — школа в свои отведённые часы своей функции не выполняет, образование толком не даёт, а давайте мы продлёнку им нагрузим ещё дополнительно. Как это будет — платно или бесплатно — это, наверно, вопрос открытый.
Отчасти, безусловно, что-то будет платное, питание, какие-то дополнительные кружки и секции, может быть, появятся, когда дети будут проводить время в школе. За что-то придётся платить, что-то местные власти оплатят и возьмут на себя, что-то бюджет возьмёт. Как говорится, только лови рыбу в этой мутной воде. При желании там можно много всего поймать.
Но самое главное, что получается. Прежняя технология обучения — ребёнок проводит определённое время в школе, а потом идёт домой, и если у него есть возможность, то дома с родителями, бабушками и дедушками спокойно делает уроки, и всё у него хорошо. Сейчас уже нынешний образовательный процесс такую технологию не позволяет реализовать. Фактически это признаётся.
То есть ребёнок должен остаться в школе, и там под наблюдением учителя сделать уроки. Ну или тьютора, кто будет направлять и подсказывать. Потому что сама эта технология фактически признаёт тот факт, что дома ребёнок один самостоятельно уроки сделать не может. А почему не может? Потому что учить стали так, такие стали программы, такие стали кадры. Ведь сколько времени понижали социальный статус учителя? Вот и результат. В школе нет кадров. Не то, что качественных кадров, а вообще часто учителей нет, предмет не преподаётся. Это "норма" уже. Плюс, учебники бессмысленные, методики непонятно какие и заимствованы непонятно откуда, всякие эксперименты проводили.
Родители ведь как пытаются детям помочь — открывают учебник, начинают читать, а ничего не понятно. Как быть? Берут советский старый учебник, читают, понимают по нему, о чём идёт речь, и потом со своей ещё почти советской базой они поняли, что хотели сказать авторы современных учебников, и начинают объяснять ребёнку с толком, что тут имели в виду. И то не всегда угадывают. Иногда сделают, как они считают правильным, а учитель скажет, что не так оформлено, буковки не те стоят. Это совершенно бессмысленный формализм, с одной стороны, а с другой — непонятные учебники и методики. Всё это привело к тому, что ребёнок сам не может учиться. И вот эта группа продлённого дня как бы должна взять на себя эти функции.
Был дистант, родители заглянули и ужаснулись — дети ничего не знают и не понимают. Это же просто шок был. Сейчас родителей снова отодвигают с помощью группы продлённого дня. Там всё будет хорошо, оценки они получают, а что за ними стоит — это, как говорится, не ваша забота, работайте, обеспечивайте семью, а с детишками школа сама разберётся. Но как она разберётся? Видели мы, как она разбирается.
Есть серьёзный вопрос и со стороны оплаты педагога таких продлёнок, потому что о повышении статуса учителя говорят очень много, в частности вот "образовательную услугу" собираются исключить именно для повышения официального статуса, а о повышении зарплаты как-то не слышно, чтобы она так реально повышалась. Действительно, продлёнка будет дополнительной нагрузкой на педагога, причём очень большая. Контролировать надо выполнение домашних заданий и много чего ещё. И сразу же встает вопрос — кто это будет оплачивать? По поводу каких-то бюджетных инвестиций в этом направлении я ничего не слышал, а вот оплата за счёт родителей — это запросто. Вполне возможно, что вопрос оплаты педагогов будут решать за счёт родителей, потому что не было объявлений, что учителям повысят зарплату в связи с тем, что они будут заниматься ещё и продлёнкой. Так что это вопрос действительно серьёзный, и учителей он беспокоит тоже, потому что их дополнительно нагрузят. А они и так работают на полторы-две ставки, продохнуть некогда.