Сколько будет стоить авто в России: "Умножайте сегодняшнюю цену на два, а то и на три"
Многие иностранные производители и поставщики запчастей для автомобилей приостановили импорт комплектующих в Россию — как теперь изменится авторынок из-за санкций и курсовых колебаний?
Рынок автомобилей переживает шок, впервые практически остановились все продажи — они упали на 60-70% даже в сегменте "эконом", цены растут, и никто не может с уверенностью предположить, какой будет стоимость у той или иной марки в ближайшее время. Сложности возникают и с обслуживанием автомобилей — не хватает запчастей, как заявляют автоэксперты, за месяц стоимость автозапчастей в России увеличилась на 15–100% — в зависимости от категории. Автомобильные шины подорожали на 40–80%. В результате стоимость ремонта и обслуживания, например, грузовой техники выросла на 60%. Страховые компании не справляются — многие отказывают в ремонте, предлагают взять за починку деньгами, но автоэксперты не рекомендуют брать "натурой", неизвестно, во сколько и когда обойдется ремонт, лучше оставаться в отношениях со страховщиками, соглашаться на аналоги и б\у запчасти, чтобы иметь машину на ходу. В ином случае трудно предугадать, сколько придется выложить за ремонт в частном порядке.
Автоэксперт Илья Ушаев рассказывает, что апрель в сфере автоподбора "просел", и такого не было 10 лет — люди не идут подбирать машины даже в эконом-сегменте.
"Эконом" — это до 500 тыс. руб. У нас в месяц было 100-200 заказов, сейчас нет и 10. Конкретно по цене, например, если два года назад механический с пробегом "Хендай акцент" стоил в районе 200-250 тыс., то сейчас же такая машина на ходу обойдется в 450-500 тыс., и это еще надо поискать", — говорит эксперт.
Что будет дальше? Сегодня ценообразование достаточно непредсказуемо. Проблема даже не столько в санкциях, сколько в логистике — сломаны цепочки поставок, работавшие годами. Когда они будут восстановлены или появятся новые с другого направления, никто не может сказать, но именно тогда, возможно, станет полегче. Многое также связано с волей производителей запчастей и отчасти — с рыночными паническими настроениями.
Что говорить о будущем, если даже на сегодняшний момент эксперты не могут назвать среднюю стоимость автомобиля — ни в сегменте "эконом", ни в сегменте "люкс"? Одно дело, что значится на сайте автопроизводителя, другое — это то, что вы увидите в салоне, любая информация имеет ценность несколько дней, все меняется очень быстро, поэтому нельзя однозначно сказать, на какие автомобили цена выросла сильнее. А сколько будет стоить машина в будущем?
"Умножайте сегодняшнюю цену на два, а то и на три", — грустно шутят автоэксперты.
Главный редактор "Радио Автодор" Антон Чуйкин считает, что мы попали в такой дефицит, что цена назначается конкретно в каждом случае.
"Предположим, вот "Гранта" — наш автомобиль номер один по прошлому году в самом доступном сегменте, сейчас цена начинается от 727 тыс., но это не означает, что это цена, которую мы увидим в автосалоне. Увы, мы всю ценовую аналитику можем представить только в общих словах — умножайте на два, а может быть, и на три. При этом желательно не говорить, от какой даты умножать, чтобы попасть в точку, не ошибиться. Ужасная чехарда с ценами, и объяснение только одно — это слово "дефицит", которое, мы-то думали, что уже забыли", — сказал он на пресс-конференции в НСН.
При условии, что рост цен неизбежен, вопрос, сможет ли потребитель взять железного коня в кредит, самый острый, так как банки почувствовали, что пахнет жареным и втридорога повысили стоимость кредитов. Количество автокредитов, как говорят эксперты, упало на 88% с начала года. При этом более устойчив премиальный сегмент, как всегда, купить люксовую машину возможность будет, как и найти комплектующие в единичном количестве — привезут специально для вас из-за рубежа, были бы деньги, возможности найдутся. А вот что касается массового автопрома и доступных моделей, то здесь нас ожидают "худые годы". Возможно, когда произойдет переориентация на другие, в том числе азиатские, бренды, замедление продаж закончится. Замена на рынке могла бы произойти и без политических потрясений нынешнего времени, азиатские производители уже постепенно занимали нишу на российском рынке, по мнению автоэкспертов, и по качеству, и по цене, и по технологиям они создают очень хорошую конкуренцию.
Но когда мы сможем вернуться к продаже 1,5 млн автомобилей, как было за прошлый год, и в таком же соотношении "премиума" и "эконома", нельзя сказать точно, но пройдут годы, а может быть, пятилетия, говорит генеральный директор АВТОDOM Подписка Максим Шишко:
"Я думаю, что у нас будет новая нормальность — "бренд-микс" на российском рынке неминуемо изменится, количество дорогих и премиальных автомобилей будет сокращаться, продолжат сборку те производители, которые здесь локализованы и по очень узкой линейке, будут делать ровно то, что они наладили и сертифицировали. Импорт уменьшится, ожидать того, что те заявленные, уже повышенные, рекомендованные розничные цены, которые на самом деле не являются никаким индикатором реального бизнеса, их станет точно меньше, и это будет новая стабилизация".