С гимном и флагом: в школах будут воспитывать "формальный патриотизм"?
Спецоперация на Украине выявила множество проблемных мест внутри страны. В отсутствие молодежной политики в Минпросвещения не придумали ничего лучше, как начинать школьную неделю с поднятия флага и включения гимна. Такая традиция, по мнению министра Сергея Кравцова, станет важным элементом формирования патриотизма.
Другим шагом в этом направлении могут стать уроки "исторического просвещения" с начальной школы — они должны быть направлены на изучение своего края, малой родины. И вроде бы, неплохая идея, но кто этим будет заниматься? И почему это становится очередной обязаловкой? Не говоря уже об уроках для школьников про цели спецоперации России на Украине и отдельные уроки по борьбе с фейками — такую инициативу даже одобрил президент Владимир Путин.
Так ли формируется патриотизм? Об этом Накануне.RU побеседовало с российским педагогом и историком Евгением Спицыным.
— Еженедельное поднятие флага и включение гимна в школах, на ваш взгляд, может воспитать патриотизм в детях?
— Я считаю, что это совершенно ненужная затея — не надо обезьянничать, что мы все у американцев как под копирку берем? Это у них в традиции в учебных заведениях проводить подобные мероприятия, у нас никогда этого не было — ни в советской школе, ни в российской. Да, в пионерских лагерях было торжественное построение линейки, был дежурный отряд, представители которого ежедневно поднимали флаг лагеря — но это был именно флаг лагеря. Зачем это в школах вводить? Я вас уверяю, что никакого отношения к патриотизму это не имеет. Это станет только лишней обузой для учителей и для детей. Придется как минимум на полчаса раньше приходить в школу.
Патриотизм воспитывается не этим, не какими-то формальными вещами. Уж тем более такого свойства. Поэтому я считаю, что это чисто конъюнктурный подход к воспитанию патриотизма, который у большинства детей в школе будет вызывать просто неприятие или смех. Самое страшное — если дети начнут смеяться над подобными мероприятиями. Надо же знать психологию ребенка. А для учителей, которые и так "замордованы", это будет лишней тратой времени. К тому же имейте в виду, что в крупных городах, в Москве, например, это организовать не так сложно, а если речь идет о каких-то сельских местностях, где в большинстве случаев школы ликвидированы, и дети добираются до этих школ километрами? Мне кажется, что это абсолютно дутая инициатива.
— А что касается уроков "исторического просвещения" — они будут полезны?
— Это из того же ряда — какой-то псевдопатриотизм. Ну хорошо, детей в Москве можно сводить в исторический музей, музей Пушкина, еще куда-то. А куда вы отведете детей в сельской местности или районном центре? Допустим, они раз съездят в краеведческий музей, два, три, десять раз — сколько раз их туда водить?
— Сначала вообще говорили про уроки истории с первого класса…
— Это бред, потому что в первый класс сейчас идут 6-летние. Есть возрастная психология и физиология, надо понимать, что такое ребенок 6-7 лет — ему хочется играть, он очень подвижен, ему и так тяжело сидеть 40-45 минут за партой и чем-то целенаправленно заниматься. Предназначение начальной школы, прежде всего 1-2 классов, в том, чтобы научить детей читать, считать и писать, чтобы у них потом, в последующем не возникали проблемы с обучением, с элементарным чтением текстов, выполнением домашних заданий по русскому языку, литературе, математике, по той же истории.
Если ребенок не научился в начальной школе бегло читать и писать, то в каждый новый класс будет создавать как снежный ком проблемы в обучении ребенка. Для него эта учеба станет мукой, он ее возненавидит, именно потому что в начальной школе его не научили. И в начальной школе детям обязательно надо давать прописи, потому что эта мелкая моторика, работа пальцами формирует мозговую деятельность. Зачем городить огород там, где все уже апробировано десятилетиями? И в целом достали уже детей, родителей и учителей своими бесконечными реформами и нововведениями. Они уже не знают, куда от них прятаться, от этих реформаторов!
— Уроки про фейки и цели спецоперации на Украине — тоже из той же серии?
— Не надо это детям давать, зачем их втягивать в политику таким образом? То у нас говорят, что школа вне политики, что тут запрещены все общественные организации, деятельность политических партий, то вот такие инициативы… В советских школах была политинформация каждую неделю. Как это работало? За полчаса до урока обычно в пятницу приходил класс и кто-то из учеников проводил политинформацию — брал либо какую-то одну тему, например, ситуацию на Ближнем Востоке, либо делал беглый обзор основных международных событий. Мне эти занятия нравились, кому-то не нравились, но, по крайней мере, это была система, был целый график, кто когда готовит политинформацию. Все к этому привыкли, все было в разумных рамках.
А что сейчас? Кто будет рассказывать о военной спецоперации, скажите, пожалуйста? Ученик пятого класса? А что он там понимает? Или кого будут приглашать, начальника оперштаба? Вот он будет ездить с утра до вечера по школам и рассказывать об операции на Украине… Или учитель об этом будет рассказывать? А что он может рассказать? Такое впечатление, что все, кто выступает с подобного рода инициативами, они в своем ура-патриотическом угаре просто потеряли голову.
— А когда ученик будет видеть постоянно уставшего учителя, который постоянно заполняет какие-то бумажки и получает копейки — разве тут помогут флаги и гимны для воспитания патриотизма?
— Конечно, нет, об этом уже много раз говорили. У нас просто формализовано от А до Я все, что можно и нельзя. Когда я начинал свою работу в школе, я был действительно свободным человеком. Я был свободен в своем понимании, что я представляю собой как учитель, свободен в выборе тем, в выборе формы преподавания и так далее. С меня требовали минимальное количество бумаг, я почти ничего не писал. Единственная моя обязанность была — грамотно вовремя заполнять журнал, выставлять оценки. И только раз в месяц-полтора, может быть, завуч могла вызвать к себе, если я допустил какие-то промахи, неточности, и объясняла, как дописать, что исправить. Никаких объяснительных записок, никаких заявлений — просто ставил в известность, например, что я с тем или иным классом отправляюсь на экскурсию. А сейчас просто какой-то мрак, каждый учитель просто себе, извините, задницу прикрывает, не дай бог, что не так.
— Складывается впечатление, что патриотизм воспитывают не к исторической России с тысячелетней историей, а именно к Российской Федерации, у которой было "ужасное прошлое", но вот теперь-то все наладилось?
— Тут я по себе сужу, как воспитывали во мне любовь в Родине, к своей стране, к тому общественному строю, в котором я жил — это все было ненавязчиво, это было естественно. Во-первых, общением с моими родными и близкими, с дедом, который воевал. С родителями, которые были детьми в годы войны, но они всегда рассказывали какие-то интересные истории из своей жизни того периода. Тут же играли свою роль художественные фильмы, которые смотрели с удовольствием, книги, постоянные встречи с ветеранами. Мы обязательно с родителями на выходных ходили по музеям — и художественным, и боевой славы, и историческим. Все шло от родителей.
Во-вторых, в школе были мероприятия, которые были связаны с памятными датами, но это все было в разумных пределах, не для галочки. Проводились какие-то конкурсы, например, военной песни, но это было раз в год, к 9 мая, это не было чуть ли не каждый месяц или каждую неделю. Мы знали, что есть день 23 февраля, День Рабоче-крестьянской Красной армии – он именно так тогда и назывался, у нас проводили в этот день мероприятия, посвященные нашей армии. Этот день, кстати, был рабочим. Все было разумно устроено и как бы исподволь, незаметно формировало это патриотическое сознание детей.
В-третьих, в самом курсе школьной истории, литературы был четкий перечень учебных материалов, программ, произведений. Например, читали роман Фадеева "Молодая гвардия" или Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке". Книжные издательства выпускали специально для детей серию "Партизаны-герои", "Пионеры-герои". Была детская литература того же Сергея Алексеева, замечательного детского писателя и так далее. Издательства тоже сами работали на воспитание детей, а материал подавался красочно. А что у нас сейчас дети читают в таком юном возрасте? "Гарри Поттера"? Вы много воспитаете героев-патриотов на "Гарри Поттере"? Я что-то в этом сильно сомневаюсь.