Дорожающий рубль, слабеющий юань: валюты РФ и КНР синхронно участвуют в экономической войне с США
Колебания курса рубля продолжаются. За обвалом после начала военной спецоперации последовало неожиданное укрепление. Впервые с 2020 года курс доллара на Московской бирже опускался ниже 67 руб. Укрепление российской валюты по отношению к евро также оказалось рекордным. К 11 мая курс доллара немного вырос и составил 69,45 рубля, а евро — 74 рубля, но в целом это пока не меняет положения относительно крепкого рубля. При этом курс китайского юаня сейчас, наоборот, рекордно проседает. Не исключено, что эти процессы взаимосвязаны. Подробности — в материале Накануне.RU.
Нынешние колебания курса рубля вызваны не просто изменением цен на энергоносители, они происходят на фоне тектонических подвижек в общемировой финансово-экономической системе, достаточно вспомнить хотя бы о переводе на рубль торговли газом с европейскими странами и о требовании к российским экспортёрам продавать валютную выручку в стране.
Курс же китайского юаня стал колебаться с середины апреля. 20-го числа он начал только снижаться и от отметки в 6,41 за доллар к началу мая опустился ниже 6,6 — впервые с октября прошлого года. Китайские аналитики отмечают, что эта ситуация отчасти вызвана повышением ключевой ставки Федеральной резервной системы США, вслед за которой вырос курс доллара. В свою очередь, ФРС делает это для того, чтобы обуздать инфляцию, возникшую вследствие мягкой кредитно-денежной политики, проводившейся с начала пандемии коронавируса. В результате сейчас доллар подорожал по отношению к другим валютам, в том числе и к южнокорейской воне, и к японской иене.
Однако курс юаня связан и с решениями властей КНР. Народный банк Китая не стал слепо следовать в фарватере ФРС, а провёл ряд мероприятий для поддержки отечественной экономики. Со второй половины 2021 года Народный банк КНР постоянно снижал процентные ставки, высвобождая триллионы юаней для увеличения ликвидности. В условиях постоянного смягчения внутренней денежно-кредитной политики объем средств в юанях на рынке увеличился, что также поспособствовало снижению курса китайской валюты. Ещё одним фактором стали изменения во внешней торговле КНР, испытавшей стресс от жёстких карантинов, которые вводились в провинции Цзилинь и особенно в Шанхае — важном финансовом и транспортном центре.
"Определённое влияние также оказали и боевые действия на Украине, подстегнувшие рост цен на продовольствие и энергоносители, — отмечает китайский экономический канал "Сюн гэ шо ши". — Компании-импортёры в Соединённых Штатах неизбежно увеличат импортный спрос на товары в юанях, что, в свою очередь, может в определенной степени стимулировать экспортную торговлю нашей страны. С другой стороны, потребление импортных товаров будет в определённой степени подавлено. В краткосрочной перспективе девальвация юаня окажет медвежью услугу внутреннему фондовому рынку и рынку жилья".
Китайские экономисты уверены в том, что падение курса юаня не будет затяжным. Кроме того, колебания не столь сильны, как в случае с рублём. Удешевление экспорта товаров позволит нивелировать все издержки девальвации — ведь основными внешнеэкономическими партнёрами КНР остаются США и ЕС. В результате Пекин сохраняет положение на их рынках. Сложившаяся ситуация представляет определённую выгоду и для России. Об этом рассказал Накануне.RU член Генсовета Российской ассоциации промышленников и предпринимателей Максим Спасский.
"Дорогой рубль сейчас выгоден российскому правительству, поскольку мы сейчас продаём энергоносители за рубли. До этого был интересен рубль низкий, чтобы продавать за валюту, а внутренние издержки выплачивать в рублях. Дешёвый рубль позволял государству и экспортёрам зарабатывать большие деньги. Правительство все эти годы жило за счёт внутренних резервов. Сейчас делать это не получается, и поэтому деньги пытаются получить с западных покупателей энергоносителей", — считает он.
Что касается Китая, то, как отмечает эксперт, недооценённый юань — это всегда рычаг давления на США. Китайцы за счёт низкого юаня делают производство, которое расположено в Штатах, малорентабельным. Для России ситуация с курсом юаня — это своеобразная поддержка для того, чтобы в условиях санкций переориентироваться на Китай и закупать товары там.