Пленение "азовцев": операция началась, вопросы остаются
Боевики запрещенного в РФ полка "Азов" начали сдаваться в плен, они есть в числе 265 человек, которые первыми вышли из заблокированных подвалов бывшего предприятия. Безусловно, это важная психологическая победа России в ходе спецоперации. Однако и Киев пытается обернуть происходящее в свою пользу, заявляя, что вскоре произойдет обмен "азовцев" на пленных солдат ВС РФ. Зеленскому нужен триумф освобождения и спасения "азовцев" — тех самых, что для России и Донбасса стали символом чудовищных преступлений и расправ. И понятно, что кого бы из националистической группировки ни выпустили на свободу, на Украине его обязательно будут показывать как "героя Мариуполя".
"Вчера началась сдача в плен боевиков националистического подразделения "Азов" и украинских военнослужащих, заблокированных на заводе "Азовсталь" в Мариуполе. За прошедшие сутки сложили оружие и сдались в плен 265 боевиков, в том числе 51 тяжелораненый. Все нуждающиеся в медицинской помощи направлены для лечения в больницу города Новоазовск Донецкой народной республики", — заявили в Минобороны РФ.
Политолог Максим Жаров считает, что это недостаточное пояснение от ведомства, ведь непонятно, что с ними будет дальше, и никак не опровергнута или подтверждена позиция украинской стороны по поводу якобы предполагающегося обмена. И действительно, если же он все-таки состоится "тайно", без каких-либо объяснений, то внутри общества это может быть воспринято как политический провал.
"Если обмен состоится, важно, какие будут условия этого обмена. По опыту в предыдущие разы можно сказать, что там очень сложные схемы, меняют не всех на всех, то есть, это может быть выборочный обмен. Опять же, такой обмен должен быть очень тщательно проинтерпретирован заранее российской стороной", — уверен политолог.
Немаловажно вспомнить, в каких условиях происходит это пленение: в США почти продавили пакет помощи Украине на сумму $40 млрд, несмотря на протесты республиканцев и попытки блокирования, хотя, как уверены эксперты, за этим не стоит искать скрытые смыслы — это лишь внутриполитическая американская борьба, никак не связанная с Украиной. Как напоминает военный эксперт Владимир Орлов, основная помощь Украине проходила еще раньше по закрытым каналам Пентагона, ЦРУ и других спецслужб, а то, что сейчас принимается публично, — лишь остаточная поддержка.
Член комитета Госдумы по обороне, депутат Виктор Соболев также отмечает, что новая помощь в виде военной техники Украине не сильно-то и нужна, ведь она и так уже перенасыщена этим вооружением. С другой стороны, в ответ на этот жест США на Украине уже хотели мобилизовать до одного миллиона человек. Но надо понимать, что на Украине эти люди есть — около 700 тыс. человек участвовали в так называемых "АТО" и карательных операциях, плюс так называемая тероборона и силы МВД в сумме могут дать необходимый миллион. И не факт, что это количество может помочь на фронтах, ведь им нужно не только снабжение, оружие, но и соответствующая подготовка. Эксперты уверены, что коллективный Запад не поскупится на это снабжение, однако он вряд ли сможет предоставить настолько много инструкторов и обучить всех за короткое время.
"Прежде чем они вступят в какие-то боевые действия, их нужно сформировать, научить, провести боевое слаживание, а потом они уже могут оказать какое-то сопротивление. Если этого не сделать, то это будет просто как пушечное мясо. Это серьезная организационная работа с военной точки зрения. Чтобы сделать из этих людей воинские части, необходимо время, люди, которые могли бы это сделать, а я не думаю, что они сейчас способны на это", — пояснил Виктор Соболев в беседе с Накануне.RU, добавив, что на весь этот процесс может уйти больше месяца.
Нельзя забывать и о других процессах, которые сейчас происходят у нас на границах и не только. Финляндия и Швеция собираются вступать в НАТО, и хотя Турция может воспрепятствовать этому, но пока рано предвосхищать события. Свои противоречивые сигналы транслируют Белоруссия и Китай, которые представляются как верные союзники России. Ведь не просто так в один день прошли заявления с китайской стороны и от Александра Лукашенко, которые можно описать словами белорусского президента: "Спецоперация затянулась". Что можно трактовать как "поддержка союзников не безгранична"?
В этих реалиях обмен боевиков "Азова" может оказаться разрушительным для внутриполитического восприятия в целом всей спецоперации. Власти как-то смогли объяснить или спустить на тормозах уход с киевского и черниговского направлений, хотя теперь из-за этого страдают несколько областей РФ, находящиеся в приграничной зоне, но как объяснить освобождение "неонацистов и наркоманов", против которых и направлена спецоперация?
Тут встает вопрос вообще конечных целей спецоперации — и это вопрос даже не военный, а политический, уверен Владимир Орлов. Он считает, что если власти базируются на консенсусе 1991 года, что Украина — это независимое, суверенное государство, и там живет братский народ, у которого просто неправильные власти, то тогда нужно уничтожить их вооруженные силы и поменять "плохих" начальников на "хороших". Но станет ли все сразу хорошо — это вопрос открытый. Если же говорить о том, что в отношении Украины консенсус 1991 года не действует, как в отношении враждебной территории, то в этом случае ситуация другая — сохранение Украины как государственного образования в этом случае вообще не обязательно. И какой путь изберет наше политическое руководство, неизвестно.
Политолог Максим Жаров уверен, что этот путь будет определяться в закрытом режиме, как и решения по "азовцам", потому что пока конечных целей спецоперации нет, и какими они должны быть, в принципе непонятно — должна быть разбита основная группировка ВСУ, наиболее боеспособная и подготовленная, или операция должна закончиться, например, на освобождении Одесской, Николаевской и некоторых других областей?
"Если мы говорим о том, что это пленение "азовцев" происходит вот в таком режиме "закрытой спецоперации", то ничего не сможем сказать и о конечных целях всей спецоперации. Как я понимаю, это делается из-за того, что эти цели пока непонятны для лиц, принимающих решения. То есть они будут действовать "по ситуации". С репутационной точки зрения, это достаточно двусмысленная стратегия, посмотрим, насколько она будет успешна в данном случае", — резюмировал Максим Жаров в беседе с Накануне.RU.