Изрисованный Екатеринбург: полиция бездействует — власти уповают на казаков с нагайками
С каждым годом Екатеринбург становится все более красочным, однако чаще эта картина разочаровывает, чем радует. Улицы разрисованы граффити, а культурные памятники привлекают скорее пестрящими листовками с рекламой, нежели своей историей. Администрации города надоело надеяться на благоразумность граждан, что вылилось в обсуждение проблемы вандализма на заседании "Совета неравнодушных". О том, что включает в себя показательная порка и почему полицию, видимо, придется заменить на казаков, читайте в материале Накануне.RU.
Одним из тех, кто готов вступить в борьбу с вандалами, стал главный редактор сообщества "Интересный Екатеринбург" Иван Колотовкин. По его словам, горожане уже не верят в преображение города и под каждым постом о благоустройстве с уверенностью заявляют, что не пройдет и двух лет, как внешний вид улиц будет снова испорчен.
При этом больше всего, по словам главреда, удручает то, что большинство уже привыкли к незаконному уличному "творчеству", из-за чего уральская столица внешне проигрывает даже небольшим городам с менее внушительным финансированием.
"Ощущение, что, на самом деле, этого никто не видит. Порой центр города выглядит намного хуже, чем какие-то спальные районы, и при этом никто не пытается как-то бороться, а вандалы на протяжении уже многих лет все сильнее и сильнее продолжают разрушать эти объекты. Зачем в городе проходит благоустройство? Три года устанавливают умные остановки — наши коммунальщики говорят, что пока час-два оттирают один остановочный комплекс, с другой стороны появляется какой-то художник, который за пять минут все снова разрисовывает, и поэтому не понимают, зачем их в принципе привлекают к этим работам? Вы проедете по многим другим городам, и нигде нет того, что есть у нас в Екатеринбурге", — удрученно констатировал Иван Колотовкин.
В противовес выступающий рассказал о Челябинске, где за весь год был зафиксирован только один случай вандализма. Причиной тому оказались экстренные кнопки, расположенные по всему городу, и опорные пункты полиции, куда в любой момент могут обратиться южноуральцы.
Положительный пример имеется и в самом Екатеринбурге — в сравнительно молодых Академическом и Солнечном районах за порядком следят сами управляющие компании. Известен случай, когда всего через два дня после установки в Академическом "Птицы счастья" ее разрисовали неизвестные, а хулиганов удалось найти благодаря камерам уже через два часа. Ими оказались школьники, с семьями которых провели воспитательную беседу. Чистка скульптуры также оплачивалась из кармана родителей маленьких вандалов.
В связи с этим Колотовкин предложил следующие шаги на пути к чистому Екатеринбургу:
- провести серию совещаний с представителями Академического и Солнечного районов на тех охранных предприятиях, которые там работают, и попробовать перенять этот опыт хотя бы, для начала, на центр города;
- вернуть патрули, при этом вместо полицейских можно привлекать охранников и консьержей для наблюдения за приближенной к домам территории;
- выявить объекты, которые чаще всего подвергаются вандализму, и поставить видеоловушки;
- устроить публичную порку вандалам, разместив их фотографии (только совершеннолетних) на больших экранах, рекламных стендах с примерными надписями: "Итоги субботника: 6:00 80-летние бабушки отмывали автобусную остановку от рекламных листовок, расклеенных Ивановым Иваном, оштрафованным на 500 руб. Бабушки довольны".
В свою очередь, сообщество "Интересный Екатеринбург" готово запустить проект, посвященный "гражданской войне с вандализмом". Его главной идеей является обращение горожан в паблик для сообщения о недавно появившихся граффити. После этого информация будет передаваться квартальным и полиции, которые будут предоставлять сообществу и СМИ видеозаписи с нарушителями. Таким образом, внешность вандалов станет известна большему количеству людей, а те уже смогут на правах анонимности сообщать об их личности и, следовательно, помогать поймать хулиганов. Главред добавил, что подобная практика в других городах позволяет выявить нарушителей всего через несколько часов после публикации видео в СМИ и соцсетях.
Иван Колотовкин отметил проблему осознания нарушителями безнаказанности и значимость в этой ситуации городской полиции. К сожалению, по его словам, в Екатеринбурге за последние два-три года нельзя найти хотя бы одной новости о вандалах, понесших наказание. Бездействие правоохранительных органов отметили представители УК. По их словам, горожане по привычке "скидывают" проблемы изрисованных домов и поломанных объектов благоустройства на УК, хотя те не имеют полномочий составлять административные протоколы и наказывать нарушителей. Единственные, кто это могут — полицейские, которые на обращения попросту не реагируют.
Об этом рассказал руководитель УК "РЭМП Железнодорожного района", депутат гордумы Александр Колесников. Он поведал, что замгенпрокурора РФ по УрФО Сергей Зайцев во время прогулки по Екатеринбургу возмутился граффити на стенах домов. "У меня в Железнодорожном районе живет замгенпрокурора. Он прошелся по улице Свердлова и давай управляющей компании претензии предъявлять. Я говорю: „Стоп. Вот, у меня заявления все в милицию написаны. Я знаю про граффити, кто их рисует. Живут в общежитии“", — рассказал Колесников.
Он добавил: "У меня вся улица Свердлова, а это дома памятники, не только исписаны, но и исклеены объявлениями. И вот, казалось бы, чего легче — там есть телефон в этих объявлениях: работай, сажай. У нас же есть административные комиссии в районах. Но полиция не хочет работать. Эту тему я поднимал на заседании городской думы, эту тему я озвучивал у прокурора. Я знаю про граффити, кто это, где они живут, все адреса. Прошел год — никто ко мне не обратился. Нам никак эту проблему не решить, пока не заставим полицию работать".
Он также отметил, что участь разрисованного центра постигнет и новые районы, когда управляющие компании передадут свои полномочия за порядком на улицах правоохранителям после строительства в них пунктов полиции. Большинство присутствующих согласились с ним, приводя в пример и собственный опыт.
В свою очередь глава Екатеринбурга Алексей Орлов попытался защитить полицию, указав на их нежелание работать из-за маленьких зарплат.
"Давайте не будем уходить в критику правоохраны, им тоже несладко живется при некомплекте и низкой заработной плате. Зарплату им повышали последний раз 12 лет назад, когда переименовывали милицию в полицию — здесь тоже надо это иметь в виду", — заявил Орлов.
Вместо этого он предложил подключать к патрулю казаков, что смогут сразу поймать и, при необходимости, пару раз дать хулиганам "нагайками по заднице" в качестве воспитательных мер. Один из участников заседания отметил, что в его родном городе Краснодаре только само появление казаков на улице уже не давало хулиганам свободно действовать. Однако подчеркнул, что кроме визуальной составляющей, в рамках законодательства, добровольцы больше ничего не смогут сделать. В связи с этим он предложил главе Екатеринбурга привлекать казачьи ЧОПы, у которых гораздо больше полномочий.
Еще одним способом перевоспитания дворовых "художников" является их знакомство с настоящим уличным искусством. Так, организаторы фестиваля "Стенограффия" за 13 лет перетянули к себе в волонтеры целый ряд мелких нарушителей. Теперь же, по словам одного из авторов ежегодного мероприятия Дмитрия Чебанова, они являются самыми активными участниками фестиваля и направляют творческие позывы в правильное русло.
Несмотря на длительную дискуссию, почти все предложенные идеи объединяет одно: для их выполнения потребуются силы и средства, а главное — координация. У команды "Стенографии" не хватит рабочих рук для перевоспитания, а у казаков, управляющих компаний или даже местного самоуправления — полномочий для составления протоколов об административных правонарушениях. Единственные, кому это под силу — полиция, что, по оценке многих, не хочет, а по словам мэра — не может возложить на себя эти обязательства. В связи с этим депутат Константин Киселев предложил на первых этапах следующие шаги:
- Во всех конкурсах и техзаданиях обязательно предусматривать антивандальные конструкции, а также не применять в проектах легко ломающиеся конструкции, как, например, фонари в сквере за Оперным театром или парке XXII Партсъезда.
- Ни в коем случае не регулировать правила, приводящие к обратным последствиям, как это было с одной из достопримечательностью Питера — портретом Даниила Хармса. Рисунок, посвященный писателю, расположился на доме, где тот прожил с 1925 по 1941 год, портрет был с восторгом встречен горожанами и туристами. Однако из-за несогласованности проекта дело дошло до суда, который постановил стереть портрет, согласовать его нанесение, а после снова нарисовать.
- Также прозвучало предложение расширить полномочия квартальных, которые в скором времени смогут составлять административные протоколы. Пока квартальные смогут привлекать к ответственности только за нарушенное благоустройство дворов, машины на газоне и прочие мелкие нарушения, но в планах им хотят позволить отслеживать и акты вандализма.
Представители УК также предложили ужесточить ответственность за вандализм, напомнив, что в регионе подобным способом был ужесточен и "закон о тишине".