Для чего Украина вводит "особое положение" для польских граждан?
Польша приняла закон, по которому перемещенные лица с Украины фактически приравниваются к гражданам Польши. Это дает право украинцам пользоваться государственными услугами, трудоустраиваться и заниматься бизнесом (а не сидеть на пособиях), но вот права голоса в стране они иметь не будут. Интересно, что подобные ситуации уже складывались в 20 веке, когда миллионы украинцев, вместе со своими территориями, вошли в состав Польши, но были там пораженными в правах людьми "второго сорта". Нынешний польский президент Анджей Дуда посетил Киев и выступил перед депутатами Верховной рады. Владимир Зеленский анонсировал "ответные меры" — принятие закона об особом правовом статусе граждан Польши на территории Украины. Такая доброта и душевная щедрость поляков оправдана огромным количеством украинцев в стране, а вот зачем полякам особые права на Украине? Подробности — в материале Накануне.RU.
Польша приняла около 3,5 млн человек из Украины, это больше, чем другие европейские страны. Потому вопрос о правовом статусе украинцев вполне логичен. А вот внезапное заявление Зеленского вызвало много толков, гадают журналисты и политологи: с чего это вдруг? Вот что пишет политолог Евгений Сатановский в своем телеграм-канале:
"Не под аннексию ли Польшей Западной Украины? А то Богдан Хмельницкий в незапамятном 1654 году, Переяславскую раду проведя, с Польшей, вроде как, в пользу России расстался, а теперь наследник его ратных дел, Вовочка Зеленский, историю р-раз, да и перекрутит. И снова будет Украина частью Польши. Прямо-таки не исторический процесс с каким-никаким прогрессом, а чистый Карл Маркс: всё идёт по спирали, правда, судя по всему, по нисходящей".
А мы вспомним другую нетленку от Маркса — про то, что история повторяется сначала в виде трагедии, а потом — фарса. Политолог Сергей Черняховский в беседе с Накануне.RU говорит, что, скорее всего, если Зеленский готовит такой вариант, это он просто повторяет путь Петлюры. Петлюра отдал в свое время Западную Украину Польше в 1919-1920 гг.
"В отношении Польши есть два тренда: первый — для многих польских националистов Украина — это Восточные кресы, "истинно польские территории", которые надо вернуть в том или ином виде. С другой стороны, есть достаточно большие опасения украинского национализма и той же бендеровщины, и тут непонятно, кто кого", — говорит Сергей Черняховский.
Отношения Польши и Украины нельзя назвать радужными, всего год назад они ссорились из-за того, что Украина блокировала торговые транзиты из Китая, выторговывая для себя более высокие квоты. А в предыдущие годы тогдашний президент Польши Бронислав Коморовский также выступал в Раде при Порошенко и напоминал о сладких временах, когда Украина была частью Речи Посполитой. В недрах людской памяти поляков остались кровавые эпизоды, такие как Волынская резня. В советское время умалчивали об этих конфликтах, но теперь старые обиды могут и вспомниться? Историк Игорь Пыхалов в беседе с Накануне.RU говорит, что такой была "политкорректность" СССР в отношении Украины и Польши.
"Но если взять почитать того же Гоголя, то там описано все предельно четко, что крайне враждебные отношения были между украинским и польским населением, там описывают прямо зверства, которые творились. Так что, да, эта доброжелательность между поляками и украинцами только в риторике между президентами, которые занимаются политикой, а на глубинном уровне между двумя народами нередко случались распри, — говорит эксперт. — Но Дуда и Зеленский выступают здесь не в интересах своих народов, а фактически отражают волю США и возглавляемого ими коллективного Запада. Они являются ситуативными союзниками на почве русофобии".
Дружба против России на время может сместить акценты и подружить исконных врагов, не раз Польша пыталась использовать свою идею с миротворцами, которые-де могут войти в Галичину и на Волынь, чтобы сохранить их от "российского вторжения". Но Польша — член НАТО, и вступление в конфликт одной страны-участника альянса гарантирует международный конфликт. Что делать? Военный эксперт Виктор Алкснис считает, что раз принимается такой закон, значит, это первый этап и последуют конкретные шаги для реализации определенных планов.
"План — это ввод иностранных войск на территорию Украины. Поскольку НАТО понимает опасность таких шагов, которые будут означать фактически вступление в войну с Россией, они придумали хитрый ход, что член НАТО может ввести свои войска на территорию Украины и оказать военную поддержку, но на ситуацию "с особыми правами для польских граждан" не распространяется статья пятая договора о создании Североатлантического блока, которая требует вмешательства в конфликт всего альянса, если войну ведет одна стран НАТО. Я думаю, что там ведется хитрая игра, чтобы как раз создать такую ситуацию, когда Польша введет свои войска на территорию Украины и окажет военную поддержку украинской армии, но при этом НАТО в этом конфликте как бы не принимает участие", — говорит Виктор Алкснис.
При этом эксперт объясняет, что Польша и Украина каждая играет в свою игру и надеется использовать другого по полной. Вековая мечта Польши — построить великое Польское государство "от можа до можа" — от моря до моря, от Балтийского до Черного. Украина пытается сохранить свой режим и вернуть территории, надеясь, что Польша безвозмездно поможет. Но за все приходится платить, и идея о том, что история повторится и Украину просто разделят между собой Польша и Россия, витают в воздухе. Но даже у нас не все с ней согласны.
"Да, идеи вбрасываются даже в среде наших патриотов, которые говорят "а вот бы и хорошо было бы, если Украину разделить, западные области отдать соседям – Польше, Венгрии, Румынии, а остальные забрать бы себе". Но, я считаю, что это недальновидные рассуждения, и я бы сравнил это с известным эпизодом из фильма "Иван Васильевич меняет профессию", когда общественный сборщик, который оказался в роли Ивана Грозного, собирается отдать шведам Кемскую волость. Раздавать территории нашей страны, а это были части Советского Союза — глупо и даже преступно. Здесь все зависит от твердости позиции российского руководства, и, здесь мы должны прямо сказать, что не допустим растаскивания по кускам советского наследия, мы должны взять контроль над всей этой территорией бывшей Украинской ССР", — говорит историк Игорь Пыхалов.
Виктор Алкснис, в свою очередь, уверен, что фантазии о разделе Украины, а ни для кого не секрет, что западные части ее тяготеют к Польше и при случае войдут в состав новой Речи Посполитой без сопротивления, а порой и с радостью, хоть и окажутся поражены в правах, как это было веками, остаются только мечтами, так как все пока висит на волоске.
"Для того, чтобы начать говорить о разделе, надо нанести военное поражение Украине. Я не думаю, что Украина без реального поражения согласится пойти на безоговорочную капитуляцию. Пока об этом речи не идет", — говорит Виктор Алкснис.