Новые месторождения: Китай может сравняться с Австралией по добыче урана
Китайские учёные обнаружили богатые урановые месторождения, залегающие на глубине около трёх километров. Как сообщает гонконгкское издание South Сhina Morning Post (SCMP), обнаружен уран промышленного класса, причём данное открытие увеличило разведанные запасы урана в КНР почти в десять раз, до двух миллионов тонн. В результате Поднебесная может сравняться с Австралией — второй после Казахстана страной по объёмам производства топливного урана.
Более того, по мнению директора Пекинского научно-исследовательского института геологии урана Ли Цзыина, открытие бросает вызов широко распространенным теориям об образовании урановых месторождений. Исследователи полагают, что радиоактивные элементы сосредоточены в неглубоких и геофизически стабильных районах. Однако некоторые из крупнейших месторождений урана, открытых в последние годы на юге Китая, расположены на глубине более 1500 метров под землей. Кроме того, в этих районах происходили сильные тектонические движения. Согласно господствовавшей ранее точке зрения, образование урановых руд здесь было невозможно.
В перспективе новые залежи урана могут быть найдены и в других странах, но КНР вырвалась вперёд в области разведки месторождений этого металла на больших глубинах.
В Китае ударными темпами развивается атомная энергетика — ежегодно в стране вводится в строй 6-7 новых реакторов. Соответственно, растёт и потребность в уране, однако действующие рудники невелики, а качество добываемого сырья зачастую оставляет желать лучшего. Поэтому КНР импортирует до 70% урана из других стран — Казахстана, Австралии и Канады. Из них только Астана считается дружественной Пекину, тогда как в Канберре и Оттаве в последнее время всё больше ужесточается антикитайская риторика.
В этой связи любопытно медийное освещение нынешнего открытия. Ли Цзыин вместе с соавторами опубликовал в журнале "Бюллетень минералогии, петрологии и геохимии" (矿物学、岩石学和地球化学通报) научную статью, посвящённую технологиям разведки урана на больших глубинах. Однако в прессу новость попала через англоязычное гонконгское издание. А, например, в "Жэньминь жибао" не обратили внимания на выдающееся достижение китайских геологов. При этом, о прежних открытиях Ли Цзыина китайский официоз упоминал. Осенью 2020 г. после обнаружения залежей промышленного урана на глубине 1500 метров в провинции Гуандун в "Жэньминь жибао" выходил подробный материал об этом.
О начале бурения скважины для разведки урановых руд на глубине 3000 м в провинции Цзянси в 2019 г. сообщается на сайте Министерства природных ресурсов КНР. Однако новости об успехе такого бурения на этом сайте пока не опубликовано.
Кроме того, во всех китайских источниках речь идёт именно о разведке. Получится ли добывать уран в промышленных количествах с большой глубины — пока непонятно. И все же, публикация в SCMP может быть сигналом для западных "партнёров" КНР о готовности к отказу от их продукции. Прецеденты уже были — так, в прошлом году, даже в разгар энергетического кризиса, Китай отказался от покупки угля из Австралии.
Заместить эти поставки Пекин может не только гипотетической добычей с больших глубин, но и из среднеазиатских государств (помимо Казахстана, залежи урана есть также в Узбекистане и Таджикистане) и из Афганистана. В провинции Гильменд на юге этой страны есть урановые шахты. И, в отличие от открытий китайских геологов, практически незаметной в медиаполе осталась встреча министра горной промышленности и нефтедобычи Афганистана с временным поверенным в делах посольства КНР в Афганистане Дин Инанем. Китайское посольство в своём аккаунте 10 мая опубликовало короткое сообщение, в котором упоминается, что стороны "обменялись мнениями о сотрудничестве и совместных проектах". Шла ли речь именно о добыче урана в Гильменде — неизвестно. Но не исключено, что разведка собственных ресурсов и переговоры с центральноазиатскими странами — это проявления китайской стратегии по сворачиванию экономических связей с Канадой и Австралией.