ПФР+ФСС: меньше документов, меньше кабинетов, меньше зданий ПФР
В Госдуме приняли в первом чтении законопроекты по объединению Пенсионного фонда и Фонда социального страхования в Фонд пенсионного и социального страхования РФ, который, по задумке авторов, сохранит все функции и ПФР, и ФСС, но будет работать с гражданами быстрее и обслуживать население качественней. Помимо этого за выплатами можно будет обратиться в МФЦ, а часть административных зданий, которые сегодня принадлежат ПФР, будут переданы под нужды социальной сферы, сообщил в докладе заместитель министра труда и социальной защиты Андрей Пудов. Подробности — в материале Накануне.RU.
Предполагается, что новый Социальный фонд России начнет работу с 1 января 2023 года. По задумке авторов проекта, удобство получения услуг станет мобильным и удобным за счет единых офисов клиентского обслуживания. Сейчас эта система проходит обкатку, и законодатели обещают, что никаких проволочек из-за слияния быть не должно, как и задержек по выплатам.
Объединение упростит получение социальных выплат, а высвободившиеся административные здания ("дворцы ПФР") передадут под другие социальные нужды. Как заявляла вице-премьер Татьяна Голикова, после объединения высвободившиеся административные здания в регионах будут переданы под размещение стационаров или бюро медико-социальной экспертизы.
Очевидным плюсом слияния является то, что в дальнейшем, если человеку положена какая-то выплата от государства, он не будет думать, в какое именно ведомство идти: пенсионное или социальное, а сегодня их деятельность пересекается и создает трудности и путаницу. Так, эксперты отмечают, что пенсия по инвалидности выплачивается в ПФР, а средства реабилитации — в ФСС, материнский капитал получают в ПФР, а родовой сертификат и пособие по уходу за детьми – в ФСС. Здесь проблему решит обращение в "одно окошко", а в идеале — цифровое окошко на общей информационной платформе. Законопроекты направлены на создание в России социального казначейства и ее основы — цифровой платформы, которая объединит все информационные системы, работающие сегодня.
У фонда будет единая база данных, единый бюджет, но несмотря на это, доходы и расходы по каждому виду страхований, которые администрирует фонд, будут формироваться отдельно. Более того, переход средств из одного вида страхования в другой запрещен.
Сокращение кадров также большой вопрос, который не понятен до конца — с одной стороны, именно сокращение работников раздутой бюрократической махины обеспечит экономию, с другой — конкретики в этом вопросе нет и всем обещают сохранить рабочие места. По логике все же должно произойти сокращение управленческого персонала и таким образом слияние фондов якобы и сэкономит средства, которые пойдут на повышение пенсий. Но увольнять никого в ближайшие годы не будут?
"Все работники ПФР и ФСС сохраняют свои рабочие места, мы планируем в течение 1,5-2 лет обеспечить такое функционирование системы, что будут новые рабочие места", — сказал Пудов.
Предусматривается и введение единого тарифа на все виды социального страхования. Предлагаемые изменения помогут достичь сразу несколько целей.
Во-первых, снизится административная нагрузка на предприятия: сейчас работодатели формируют отдельные расчеты по каждому виду страхования, отдельные платежи и предоставляют отчет, как в ПФР, так и в ФСС. Благодаря введению единого тарифа, процедура уплаты взносов существенно упростится, достаточно будет сформировать один расчет и один платеж. Платеж в установленной пропорции автоматически будет распределяться федеральным казначейством по разным видам страхования, технологически к этому готовы, рассказал Пудов. Таким образом будет достигнуто упрощение документооборота и исключение бухгалтерских ошибок.
Следующий шаг, который подразумевает "реформа": распространение социального страхования на всех занятых граждан, внедрение общего тарифа для единого круга застрахованных лиц. "Все работающие по найму граждане, вне зависимости от формы договора, смогут получать больничный. И по гражданско-правовым договорам тоже, а также декретные и пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, привязанные к их уровню заработка", — сказал Пудов.
Еще одна цель — повышение максимальных тарифов страховых выплат по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком до 1,5 лет, на текущий момент максимальная сумма пособия по временной нетрудоспособности в среднем за месяц при стаже 8 лет и более составляет 78 тыс., а при введении единого тарифа уже к 2025 году максимальный, размер больничного составит 143,5 тыс. Тогда как если бы мы ничего не поменяли, по действующей конструкции это было бы 94,7 тыс.", — рассказал Пудов.
Размер выплат по обязательному пенсионному страхованию формируется, исходя из размера страхуемого заработка, предельная база для этого вида страхования составляет 1 млн 32 тыс. руб. В то время как предельная база для страхования в обязательном пенсионном фонде составляет 1 млн 565 тыс. руб. Увеличение максимальных выплат будет достигнуто за счет выравнивания взносооблагаемой базы до уровня пенсионного страхования, говорят авторы законопроекта. Критики этих мер указывают на то, что таким образом работодателей толкают в "серую зону", и увеличение налоговых взносов может ударить по величине зарплат.
И у многих по-прежнему остается скептическое отношение к такому слиянию в принципе — сначала пенсионная “реформа”, а теперь сам "Пенсионный фонд" уберут вообще? Сегодня социальная сфера имеет массу проблем, остро стоит вопрос с индексациями пенсий работающим пенсионерам, до сих пор не ясно, какие положительные моменты появились из-за повышения пенсионного возраста, эксперты фиксируют провал накопительной пенсионной системы, и нововведение не только не решает все эти вопросы, но даже не ставит их вообще. Вместо этого предлагается очень серьезная администрирования реформа, которая потребует и усилий, и средств. Критики пакета законов считают, что так создается лишь иллюзия масштабных изменений.