Кремль начинает партийную игру в Казахстане, или Токаев играет на пророссийских настроениях?
В Казахстане продолжаются масштабные политические реформы, инициированные президентом Касым-Жомартом Токаевым после январских событий. На этом фоне общественный деятель, поэт и писатель Олжас Сулейменов (на фото) объявил о воссоздании политической партии "Народный конгресс Казахстана". Ряд наблюдателей видит в этом возвращении если не попытку России и официального Кремля вмешаться во внутреннюю политику Казахстана напрямую, то хотя бы обзавестись в новом созыве Мажилиса рядом пророссийски настроенных парламентариев. На деле может оказаться, что камбэк связан с интересами самого Токарева. Подробности — в материале Накануне.RU.
Сулейменов хорошо известен как убежденный сторонник идей евразийства и сближения Казахстана с Россией в форме создания Российско-казахстанской конфедерации с перспективой учреждения единого государства. Накануне он принял участие в Евразийском экономическом форуме в Бишкеке, где вспомнил об успешной реализации социалистической политики в предпоследнее десятилетие перед развалом СССР.
По данным казахстанских телеграм-каналов, с руководством движения "Народный Конгресс Казахстана" и лично Сулейменовым якобы уже тесно контактируют российские официальные представители, в частности, Россотрудничества.
Регистрация общественного движения в Минюсте с перспективой оформления в партию пока не состоялась, но "национально ориентированную интеллигенцию" Казахстана уже беспокоит сама возможность появления пророссийской силы.
Тем не менее, не все в республике согласны с тем, что Сулейманов станет проводником российского влияния. Вполне вероятно, что "Народный конгресс Казахстана" в нынешнем виде — это проект Ак-Орды, а не Кремля. Директор ИАЦ "Институт евразийской политики" Максим Крамаренко считает, что проект возрождения партии "Народный конгресс Казахстана" станет попыткой опровергнуть утверждение о том, что нельзя в одну реку зайти дважды.
"В свое время, в середине 90-х, эта партия имела определенный успех — на первых парламентских выборах в 1994 году она получила девять депутатских кресел и вошла в тройку лидеров. Это можно объяснить тем, что "Народный конгресс Казахстана" стал продолжением другого политического проекта — антиядерного движения "Невада-Семипалатинск", консолидировавшего широкие слои населения в молодой казахстанской республике на волне борьбы против присутствия военных ядерных объектов СССР на своей территории. Это, по сути, экологическое движение получило тогда и поддержку из США, став международным. Есть мнение, что тогда в движение "Невада-Семипалатинск" также влились участники декабрьских событий 1986 года", — напоминает эксперт.
Но можно и вспомнить, как фактически закончилась деятельность партии. Её лидеру Олжасу Сулейменову сторонники предложили выдвинуть свою кандидатуру на президентские выборы, но вместо этого по предложению возглавлявшего тогда республику Нурсултана Назарбаева в 1995 году он согласился стать послом Казахстана в Риме.
Зачем сейчас понадобилось возрождать этот политический бренд? Скорее всего, как считает Максим Крамаренко, он нужен для того, чтобы взять "под крыло" определенную часть электората. После проведенного референдума, утвердившего конституционную реформу, в республике, скорее всего, пройдут досрочные парламентские выборы, явка на которые должна быть выше средних показателей. А воссозданием партийного проекта, возможно, преследуется цель — продемонстрировать дальнейшую широкую поддержку начатым преобразованиям в стране.
Скорее всего, для "Народного конгресса Казахстана" будет поставлена цель активизировать русскоязычный электорат, избирательная активность которого оказалась под угрозой. Ведь с уходом Назарбаева, позиционировавшегося акординскими политтехнологами как защитник нетитульных этносов в РК, есть вероятность, что интерес к участию в выборах у этой части населения существенно снизится. И это будет, по сути, демонстрация неудовлетворенности политической действительностью в Казахстане.
"Поэтому уже сейчас идет наработка "Народному конгрессу Казахстана" соответствующего имиджа, что это будет якобы пророссийский проект", — заключил Максим Крамаренко.