Пекари просят снижения НДС и тарифов на электричество
Министерство промышленности и торговли России сочло "заслуживающей внимания" инициативу ритейла о снижении НДС на продажу социально значимых продуктов — мяса, молока, хлеба, чая и бананов. Минпромторг изучит это предложение крупной торговли. В конце июня Ассоциация компаний розничной торговли предложила ФНС дать продавцам ряд послаблений, чтобы сети могли и дальше сдерживать растущие цены на продукты.
Продуктовая инфляция стремительно увеличивается, например, в начале апреля она составила почти 20% в годовом выражении, указывали ритейлеры. Пониженная ставка НДС в 10% уже предусмотрена на большую часть социально значимых товаров. И только сокращение налога до нуля приведет к снижению розничных цен, считают эксперты.
Президент Российской гильдии пекарей и кондитеров Юрий Кацнельсон отмечает, что в России сегодня вообще какой-то "извращенный механизм ценообразования хлеба".
"Производитель продает свою продукцию по оптовым ценам. А торговцы добавляют надбавку, которая составляет 30-35% и более. В мире же пекари сами продают свою продукцию. У них нет промежуточной стадии оптовой продажи", — сказал эксперт.
Что касается цены на хлеб, которую люди видят на прилавках, то она зависит прежде всего от себестоимости. В структуре себестоимости сырье и ингредиенты занимают 20-40%. А дальше на себестоимость существенно влияют газ, вода, электричество.
"Тарифы каждый год растут, несмотря ни на что, и они составляют от 7 до 10 процентов в структуре себестоимости. Это сумасшедшие, огромные цифры. Я хочу обратиться к региональным властям: посмотрите, что вы можете сделать, чтобы заморозить тарифы для пекарей, остановить этот рост, и найти возможности снижения и гибкого регулирования. Например, в советское время для пекарей был так называемый ночной тариф. Ночью люди спят. Расход электроэнергии небольшой, а пекари занимаются выпечкой, и у них был льготный тариф. Есть и другие возможности", — рассказал Кацнельсон.
Пекари также платят налоги на землю, имущество, а ведь они производят социально значимый продукт. Значит, нужно облегчить для них налоговое давление. Однако стимулирование производителя — это путь неправильный и неэффективный, уверен он. Нужно стимулировать потребительский спрос, потому что россияне испокон веков едят хлеб и никогда от него не откажутся. В среднем на одного человека приходится 93 кг хлеба в год, поэтому посчитать эти потребности несложно.
Правительство РФ намерено выделить субсидии на 2,5 млрд рублей для поддержки отрасли, но на 17,5 тыс. субъектов хлебопечения это очень мало, сказал эксперт в эфире ОСН.
Между тем, в кабмине давно пылится программа, разработанная Минпромторгом, о получении специальных талонов, по которым бедные могут получать минимум продуктов, в первую очередь хлеб. Это могло бы стимулировать потребительский рынок и производство, говорит Кацнельсон. В России 18-19 млн малообеспеченных граждан.