Треугольник Примакова
БРИКС существует уже довольно давно, всё это время формат упрекают за его "аморфность". Но недавний саммит организации буквально взорвал информационную повестку. Важнейшей темой стало обсуждение новой финансовой системы — альтернативы Бреттон-Вудской. Эту идею разделяют все участники объединения, она же заставляет другие страны подумывать о присоединении к БРИКС. Из стратегического треугольника, создание которого началось ещё при Евгении Примакове, фактически создаётся новый миропорядок. Однако члены БРИКС единодушны главным образом лишь по этому вопросу, а между Китаем и Индией до сих пор существует серьёзный территориальный спор. На этом фоне в российском медиа-пространстве появляются вбросы о том, что Нью-Дели становится основным партнером Москвы вместо Пекина. Подробности — в материале Накануне.RU.
"Превращение Индии в основного стратегического партнера России крайне сильно нервирует Пекин".
"Китай слишком долго думал, как встроиться в новую модель — Индия опередила. Пока трудно сказать, насколько пострадали российско-китайские отношения, но Москва недовольна осторожностью Пекина, а Пекин считает, что Россия блефует. Председатель Си считает себя обманутым, а премьер Моди испытывает восторг".
"В Вашингтоне считают, что индийские контакты управляемы, а нацеленность России на Дели выводит Россию из китайской орбиты и усиливает напряженность".
Подобные публикации в политическом сегменте Telegram собирают сотни тысяч просмотров.
Индия в последнее время действительно активизировала контакты с Россией. Официальный Дели не поддержал западный тренд по осуждению Москвы за спецоперацию на Украине. Индия стала наращивать закупки российской нефти. А 23 июня стало известно о готовности Индии предоставить сертификацию безопасности для десятков судов, управляемых Дубайской дочерней компанией крупнейшей российской судоходной группы Совкомфлот. Индийский регистр судоходства является одной из ведущих классификационных компаний в мире, обеспечивая последнее звено в цепочке документов, поэтому такое решение позволит Совкомфлоту сохранить свой танкерный флот на плаву и поставлять российскую сырую нефть на зарубежные рынки.
С другой стороны, Индию часто обвиняют в участии вместе с США в формате QUAD, который считается антикитайским. Так, осенью прошлого года около 300 индийских солдат приняли участие в совместных пятнадцатидневных учениях, проходивших на Аляске. Однако в этом отношении Индия отличается от союзников США вроде стран НАТО или Японии. Она является крупным покупателем российской военной техники (в том числе крупнейшим заказчиком танков Т-90) и проводит самостоятельную внешнюю политику.
Похоже, главной проблемой БРИКС становится то, что его участники, чувствуя несправедливость нынешнего мироустройства, по-разному представляют себе альтернативу.
Председатель правления российско-китайского Центра торгово-экономического сотрудничества Сергей Санакоев отмечает: "Конечно, речь идёт о формировании более справедливого мира, без гегемонии одного центра и навязывания одной цивилизацией своих ценностей другим цивилизациям. Всё это прекрасно поняли на Западе и поэтому теперь делается всё, чтобы вкинуть чёрта между участниками, особенно в треугольнике РИК, который в своё время ещё Евгений Максимович Примаков прозорливо называл стратегическим. БРИКС возник в 2001 году. Сегодня уже подали заявки Аргентина, Иран. Ожидается, что в ближайшее время вступят Египет и Казахстан".
Расширение организации способно похоронить коллективный Запад, считает он. И хотя у БРИКС нет даже своей организационной структуры, но в этом и нет необходимости — есть полное понимание того, что этот мир несогласен с монополией доллара США и с единым центром принятия решений. Поэтому начинается объединение вокруг многополярного мира.
К слову, доля ВВП Китая в мировой экономике, по данным на 2021 год, составляет более 18%, тогда как у США уже лишь 16%. Если говорить о других членах БРИКС, то доля Индии в мировом ВВП — 7%, России — 3%, Бразилии — 2,4%, ЮАР — менее 1%.
В самом Китае также популярна точка зрения о том, что Пекин, в первую очередь, борется с Вашингтоном, а различные объединения, в том числе, и БРИКС — это инструменты в такой борьбе. Однако в последние несколько дней в ряде авторитетных китайских СМИ ("Жэньиминь жибао", Global Times, “Фэнхуан синьвэнь") появилась серия статей, в которых исполнительный декан Финансового института Чунъян Китайского университета Жэньминь Ван Вэнь опровергает это представление.
"БРИКС — это не антизападный лагерь и тем более не группа, ведущая борьбу против Запада. Ключевыми словами этой встречи БРИКС являются "развитие", "сотрудничество", "стабильность" и "мир", которые должны вернуть мир в нужное русло. Мир и развитие изначально были основным направлением глобальной ситуации, но Соединенные Штаты отклонились от него и теперь задают ритм российско-украинскому конфликту. БРИКС хочет вернуть ритм, представляя более 170 развивающихся стран, сообщая всему миру, что мы хотим развиваться и сотрудничать", — отмечает Ван Вэнь.
По его мнению, позиция БРИКС по ситуации в России и на Украине заключается не в том, чтобы помочь России бороться с Западом, а в том, чтобы быть миролюбивыми, вести переговоры и по-настоящему выражать гуманитарную озабоченность ситуацией на Украине.
По поводу Индии Вэнь Ван говорит, что эта страна не может стать вассалом Запада, желающего, чтобы Индия вернулась к своей "второсортной роли при колониальной системе". В то же время в системе БРИКС Индия может наслаждаться равенством, достоинством и ролью великой державы.
Тем не менее, уровень стратегического доверия между Индией и Китаем ещё очень далёк от существующего сейчас между Китаем и Россией. Чтобы понять ход событий, надо учитывать два фактора, отметил в беседе с Накануне.RU индийский аналитик Винай Шукла.
- Слабая Россия — не в стратегических интересах Индии, но это играет на пользу Китаю.
- США и Запад — основные торгово-экономические партнёры Китая, и Пекин не будет портить отношения с Вашингтоном ради России.
Индия же не так интегрирована с Западом из-за санкций после ядерных испытании в 1974 и 1998 годах и не боится новых рестрикций, потому что у неё экономика ориентирована на внутреннее потребление, а не на экспорт.
Дели видит БРИКС как полезное экономическое объединение и как альтернативу Бреттон-Вудской системе Запада. "Вашингтон превратил доллар, финансовую систему СВИФТ и т. д. в оружие ведения войны против неугодных государств. Система "рупия-рубль" оказалась жизнеспособной в условиях жёстких санкций в годы холодной войны. Если БРИКС будет торговать в национальных валютах, то будет хорошо. В прошлом Индия у Ирана покупала нефть через обмен рупий на рубли, за которые Тегеран покупал российские товары", — подчеркнул индийский эксперт.
В России действительно многие опасаются китайской угрозы — попадания в зависимость от Пекина, которая может оказаться хуже зависимости от Запада. А для Индии и Китая принципиален спор о границе. В этих условиях странам предстоит ещё немало работы над согласованием своих позиций, чтобы суметь создать настоящую альтернативу нынешнему миропорядку.