Слова президента чиновникам не указ — Минвостокразвития РФ решает свои задачи?
Вот и снова убедились мы наглядно в том, что слова президента страны Владимира Путина часто остаются всего лишь словами. Он говорит много чего абсолютно верного и полезного, но нередко во внутренней политике всё это спускается на тормозах. У нас всё так и построено. Все очень красиво и много говорят, а на практике делаются совершенно другие вещи. За ширмой слов кроется реальность, в которой процветают растущая безработица, нищающее население, дорожающие продукты и в целом все ухудшающаяся жизнь россиян.
24 мая Путин во время совещания по развитию транспортной инфраструктуры сказал, что главное для страны в такой час — строить. Строить мосты, дороги, железнодорожные магистрали.
"Считаю правильным отказаться от инерционного сценария при развитии транспортной инфраструктуры. Инфраструктура должна ориентироваться на требования завтрашнего дня, открывать пространство возможностей для деловой инициативы. И практика показывает: как только появляются новые коридоры, обязательно появляются и грузы, которые по ним пойдут", — сказал президент.
3 июня в городе Якутске прошла конференция "Путь на Магадан". Главный вопрос — строительство железнодорожной магистрали от города Якутска до Магадана. Проект нужный и важный для всей страны. Так как это и развитие экономики, и освоение новых месторождений полезных ископаемых, и новые возможности для Якутии и Магаданской области, и новые выходы грузов на Охотское море в поддержку БАМа и ТРАНССИБа, и так далее. Стратегический объект, одним словом.
Компания "Российские железные дороги" еще в прошлом году взялась за него. Группа ученых, экспертов проехала по предполагаемой трассе будущей железной дороги, все обсчитала, подготовила обоснование для инвестиций. Что и стало предметом обсуждения конференции. Поговорили специалисты основательно, по делу, определились с трассировкой, определили примерную стоимость. Готовые к работе, к старту, так сказать, разъехались.
И 21 июня министр Минвостокразвития РФ Алексей Чекунков заявляет, что проект строительства железной дороги из Якутии до Магаданской области является "неприоритетным". Вот и всё обсуждение.
То есть "Российские железные дороги" проявили инициативу, их поддержали якутские железнодорожники. Дошли до стадии детального обсуждения проекта. Воодушевились словами президента РФ и получили мнение министра. Хотя, вероятно, это мнение не самого Чекункова. Скорее всего, оно идёт с подачи курирующего Арктику и Дальний Восток вице-премьера Юрия Трутнева. Они увидели активность по этому проекту и поспешили сказать, образно говоря, чтобы никто в их вотчину не лез.
Хотя в этой самой конференции по обсуждению проекта строительства железной дороги "Якутск — Магадан" принимал участие директор одного из департаментов Минвостокразвития РФ Григорий Смоляк и очень горячо поддержал эту стройку.
В министерстве Чекункова правая рука не знает, что делает левая?
Впрочем, это неудивительно. Буквально в начале июня Счетная палата РФ представила отчет об исполнении бюджета Минвостокразвития РФ за 2021 год. И выяснила, что в структуре расходов свыше 70% составили субсидии юрлицам. А доля социально-ориентированных расходов министерства, связанных с предоставлением регионам иных межбюджетных трансфертов, снизилась по сравнению с предыдущим годом в 2021 году в 2,3 раза.
Но этого мало. Как сказано в отчете Счетной палаты, цитата: "Совокупные расходы Минвостокразвития России на содержание институтов развития Дальнего Востока и Арктики несущественно выросли за период с 2018 по 2021 год. Размеры оплаты труда их сотрудников за тот же период демонстрируют более существенный рост".
Но при всем этом фактическое значение показателя "Численность постоянного населения Дальневосточного федерального округа на 1 января" в 2021 году составило 8,1 млн человек вместо запланированных 8,5 млн человек.
То есть самый главный показатель результативности госпрограммы по развитию Дальнего Востока и деятельности ответственного министерства – увеличение численности населения — не выполнен. При этом расходы на зарплаты сотрудников подведомственных учреждений Минвостокразвития РФ растут как на дрожжах!
Собственно говоря, для понимания того, что министерство не справляется с порученной ему задачей — сделать Дальний Восток привлекательным для людей, удержать и привлечь население — не нужно никаких отчётов Счетной палаты. Об этом сам президент страны говорил не раз. Люди уезжают и поток этот не останавливается — вот и весь результат.
Зато тормозить важные для дальневосточных регионов проекты — в этом господин Чекунков очень преуспевает. Прямо молодец, надо сказать.
Как он (или Трутнев?) считает, что приоритетными проектами для дальневосточной и арктической территорий является развитие Северного морского пути (СМП) и создание дополнительных пограничных переходов между Россией и Китаем, а также увеличение складских мощностей — сельскохозяйственных и холодильных. Что-то непонятно — как одно мешает другому? И потом — министерство само что ли будет развивать СМП? Да нет же, конечно, это дело "Росатома", как единого оператора развития и управления этим путем.
Тогда чем же будет заниматься министерство? Опять деньги юрлицам раздавать, да заработные платы работникам повышать?
Но дело, в конечном счёте, не в самом господине Чекункове. Он, видимо, лишь пешка в общей игре и как говорящая голова озвучивает то, что ему велят. Дело в другом. В той большой игре, которая давно и основательно ведётся в нашей стране. Существуют кланы, игроки, крупные бизнесмены. У всех свои интересы, задумки, планы. Всё это часто никак не стыкуется с задачей развития страны, но им до этого и дела нет. Они решают свои, шкурные вопросы. Под это выделяются баснословные льготы, субсидии, преференции. Бизнес, как говорится, прёт. И это для них главное.
Президент ставит задачи, цели, определяет направления. Однако на этом нередко всё благополучно заканчивается. Далее в свои права вступает реальность, в которой для Чекунковых и Трутневых слова президента — не более чем благопожелания?