"Авторы реформы образования будут жариться в аду на сковородках"
На "Иннопроме" в жестких выражениях раскритиковали реформу, отставшую от потребностей производителейУчастники "Иннопрома" в рамках пленарной сессии раскритиковали нынешнюю систему образования. Главной претензией стала основа подготовки специалистов, которая сильно отстает от реальных потребностей предприятий, передает корреспондент Накануне.RU.
На сессии собрались представители различных отраслей: от машиностроения до строительной отрасли. Все сошлись на том, что пока производство идет вперед, образование стоит на месте, а некомпетентных выпускников приходится переучивать.
"Если бы мы работали так, как вузы, нас бы уже не было. Проводя рабочую аналогию — заказчик заказал у нас самосвал к августу, а мы бы предоставили ему пожарную машину к июлю следующего года", — отметила корпоративный секретарь ПАО "КАМАЗ" Жанна Халиуллина.
Вице-президент Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей Андрей Бриль подчеркнул, что после выхода из Болонского процесса настало время вновь провести реформу образования, и довольно резко высказался о тех, кто начал ее 20 лет назад.
"Надо провести анализ реформы образования, того, что произошло 20 лет назад. Я не сторонник загробной жизни — я в нее не верю, но те, кто провел реформу образования, был ее бенефициарами, будут жариться в аду на сковородках до скончания веков", — заявил Андрей Бриль.
Он также указал на разрыв связи в регионах между бакалавриатом и магистратурой, где второе, по сути, является не логичным продолжением, а обычным повторением первого. Теперь же результаты 20-летних "стараний" будет весьма непросто исправить.
По словам Бриля, есть три ложных приоритета, которые главенствуют в системе образования:
- Цифровизация. Сфера эффективного применения инструмента, по его словам, не является принципиальным содержательным вопросом. Так, например, дистант принципиально ничего не меняет и представляет собой лишь иной способ после книги к доступу информации.
- Переучивание. Бриль утверждает, что необходимость переучивания старшего поколения станет актуальной только после того, как продолжительность жизни составит 120 лет и у граждан будет еще 50 лет работы впереди. Сейчас же это напрасная трата времени и сил.
- Инновационные стартапы. Многие уезжают за рубеж якобы для масштабирования рынка. Зачем тратить деньги бюджета, налогоплательщиков и корпораций на людей, которые уедут и не будут работать на собственных предприятиях?
"Я в принципе не понимаю, как можно заниматься бизнес-образованием и управленческим образованием, когда у нас нет в этой области фундаментальной науки. Когда мы не решили принципиально базовые вопросы для формирования концепции образования. У нас куча народу, посмотрев ролик "Газпром" — народное достояние", спрашивает — где моя доля нефтегазовых доходов? Если прийти в юридический департамент "Газпрома" с таким вопросом, они вас с лестницы спустят и правильно сделают, потому что вы, мол, идиоты, не понимаете, что такое собственность и что вам принадлежит, у вас нет ни одного юридически обосновывающего документа", — заявил Андрей Бриль.
Вопросы выбора конкретных управленческих методик, методов экономических расчетов, управления базируются на этих фундаментальных вещах, отметил он. "Если наша экономическая наука, которая снова в большом долгу перед народом, не то что не отвечает, но даже не ставит эти вопросы, я вообще в панике. Я не понимаю, как заниматься бизнесом и управленческим образованием и откуда брать топов и управленцев в этой стране", — говорит он.
По его словам, в прошлом человек, получивший образование бакалавра, считался гражданином с незаконченным высшим. В связи с этим, необходимо было задаться вопросом компетентности подхода, а именно — "чем обосновывался весь этот бред и вся эта история с Болонским процессом". Бриль уверен, что при разрушении системы специального технического образования, целый ряд наборов компетенций, не требующих углубленного образования, завис в воздухе, после чего его "по простоте душевной" вмешали в бакалавриат, а компетенцию профессионального технического образования перенесли в высшую школу.
"Никто не подумал, что Болонский процесс в Европе придуман совсем не для этого. Он придуман для создания единого культурного пространства. Европейская промышленность стандартизировалась — общие стандарты технические, экономические, управленческие, и для того чтобы рынок труда функционировал более широким образом, выбирая более широкий состав людей, был создан общий унифицированный Болонский процесс. У нас в этом нет никакой необходимости. Слова Богу, сейчас мы можем спокойно вернуться к специалитету в целом ряде отраслей и профессий, что является задачей для регионального развития, по крайней мере, нашего", — поделился своим мнением Бриль.
Он посетовал, что у государства горизонт планирования ограничивается периодом от выборов к выборам, в то время как у предприятий и бизнеса это жизнь трех поколений семьи: самих предпринимателей, их детей и внуков.