Минфин умеет только в "стерилизацию" и секвестр
Планируемое сокращение расходной части бюджета в ближайшие годы видится экспертам элементом рутинного процесса по сведению "дебета/кредита" и отсутствием понимания того, как меняется экономика России и какие меры надо принимать для обеспечения ее развития.
Предложение Минфина сократить расходы по госпрограммам в 2023-2025 гг. на сумму около 1,6 трлн руб. просто получило конкретные цифры, сама идея "оптимизации" озвучивалась ранее. Необходимо помнить, отмечают эксперты, что Минфин ранее всегда действовал в логике "бухгалтера", которому просто надо сверстать определенные цифры для получения положительного результата. Имея постоянный профицит бюджета, Минфин мог только предложить его "стерилизовать", не понимая, что делать с этими свободными средствами. Судя по высказываниям представителей Минфина, логика действий не изменилась, на текущий момент происходит только корректировка очевидным образом изменившихся цифр.
Уже очевидны расхождения доходной и расходной части, — планируемый суммарный дефицит бюджетов 2022-2025 гг. в размере более 6 трлн руб., потребная сумма на преодоление санкций – 5 трлн руб., расходы на обслуживание долга вырастут до 2 трлн руб. в 2025 г. В соответствии с этим Минфин начинает сведение баланса — дополнительный НДПИ осенью с "Газпрома" — 1,2 трлн руб., сокращение бюджета 1,6 трлн руб. за три года, что около 0,5 трлн руб. в год, — дефицит 2022 г. с небольшим лагом уже закрыт.
На следующий год ожидается повышение налогов и возможна дальнейшая оптимизация, но ситуация меняется настолько быстро, что предсказывать какие именно меры будут приняты и в каком объеме будут оптимизированы те или иные статьи, — невозможно.
Больше всего в этой ситуации экспертом тревожит тот факт, что единого стратегического видения развития экономики России в стремительно меняющейся мировой конъюнктуре по-прежнему нет; Минфин подчеркивает, что определять, от каких расходов отказаться, будут кураторы госпрограммы.
Понятны аргументы сторонников такого подхода — цифры сокращения в рамках бюджета незначительны, около 2%, объем неиспользованных бюджетных средств по итогам 2021 г. был еще выше, чем нынешнее сокращение. Но в логике мобилизационной экономики и высокого уровня угроз даже проценты становятся крайне важны: не только политика импортозамещения, но даже переформатирование логистических цепочек может привести к необходимости значительных бюджетных расходов, так как мощности существующих транспортных коридоров не хватает, они уже перегружены. Иллюстрацией тому — информация о несостоявшихся планах по строительству логистического хаба в Марокко с организацией фидерных линий.
В связи с этим эксперты указывают, что тактические меры по "оптимизации" принесут лишь тактический результат, что, видимо, устраивает Силуанова, хотя и, очевидно, что от него требуется стратегическое видение в новой реальности.