Беспорядки в Узбекистане: внутренний бунт или месть извне за сотрудничество с Россией?
На карте Средней Азии появилась ещё одна горячая точка. Народные волнения в Каракалпакстане привели к человеческим жертвам. Сейчас они пошли на спад, однако режим чрезвычайного положения в регионе сохраняется. Вероятно, власти допускают возможность новых вспышек недовольства. Причиной выступлений стали поправки в конституцию Узбекистана, которая ограничивает суверенитет Каракалпакстана. Однако в тени этой новости остался важный момент — эти поправки не единственные. Скоро в Узбекистане должен состояться референдум, подобный тем, что уже проводились в России, Белоруссии и Казахстане. И в преддверии изменений в основной закон страны, одну из ключевых среднеазиатских республик ждут испытания практически по всему периметру. Подробности — в материале Накануне.RU.
Существует расхожее мнение о том, что СССР погубила формулировка о самостоятельности республик и их праве на выход из состава союза. Если бы её не было, как считают сторонники теории о "бомбе под государственность", то страна могла бы быть единой до сих пор. Но сейчас на наших глазах попытка уже независимого Узбекистана отредактировать конституцию и ограничить суверенитет Каракалпакстана лишь плеснула масла в огонь национального вопроса.
При этом у Ташкента и так есть немало проблем — и на границе с Афганистаном, и с соседями по Ферганской долине — Киргизией и Таджикистаном. Каракалпакстан же со своим автономным статусом в 90-е годы не проявлял особенных сепаратистских устремлений. Это весьма интересный пример на постсоветском пространстве. В Таджикистане Горно-Бадахшанская автономная область стала ареной гражданской войны. Кровопролитными конфликтами закончились попытки самоопределения Нагорно-Карабахской автономной области в составе Азербайджана, Абхазии и Южной Осетии в составе Грузии. Ельцинское "берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить" отозвалось эхом двух войн в Чечне и долгой борьбой с терроризмом на всём Северном Кавказе.
Каракалпакия же, изначально получившая автономию в составе РСФСР (к последней тогда относился и Казахстан) и лишь потом переданная Узбекистану, оставалась на этом фоне островком стабильности. Благополучным этот регион назвать сложно, достаточно вспомнить экологический кризис вокруг Аральского моря. Однако не только войн, даже заметных попыток отделения там не было.
"Отчасти это обусловлено жёсткой политикой Узбекистана после распада Советского Союза, — рассказал в беседе с Накануне.RU эксперт по Среднему Востоку и Центральной Азии Александр Князев. — Второй и более важный, на мой взгляд, момент — была очень слаба социальная прослойка, которая при определенных условиях способна составить так называемый "революционный класс". За последние же десятилетия кто-то учился за границей, в Каракалпакстане работали западные неправительственные структуры. Так и стал появляться относительно образованный пассионарный класс, из которого формируют или мобилизуют активистов любых деструктивных движений".
Сейчас много говорится о том, что каракалпаки в этническом отношении ближе к казахам, чем к узбекам, но, по мнению эксперта, этот фактор не нужно преувеличивать. Каракалпаки были отдельным формирующимся этносом и уже сформировались как отдельный этнос.
"Тридцать лет — это не так мало после СССР. Языки отдаляются друг от друга, письменность в 1994 году была переведена на латиницу, происходит дистанцирование. Но родство, в принципе, есть. Поэтому, возможно, к организации нынешних беспорядков и к их информационному сопровождению и подключили эмигрантов-каракалпаков, живущих в Казахстане", — отметил он.
На фоне волнений в Каракалпакии, за пределами Узбекистана практически не вспоминают о том, что поправки о статусе автономии далеко не единственные. Конституцию Узбекистана в случае одобрения на референдуме ждут серьёзные изменения.
- В ней может закрепиться светский характер государства (в нынешней редакции упоминаний об этом нет).
- Поправки в ст.22 говорят о сохранении и развитии связей с гражданами и соотечественниками, проживающими за рубежом.
- В ст. 37, где говорится о праве на труд, подчёркивается, что граждане страны имеют право на достойный труд и на благоприятные условия труда. Минимальный размер оплаты труда должен быть достаточным для существования самого человека и его семьи. Однако в следующей статье исчезло положение о том, что продолжительность рабочего времени, оплачиваемого трудового отпуска определяются законом.
- Ст. 53 в новой редакции наделяет государство обязанностью создавать условия для сбалансированного развития отраслей экономики и территорий, а также обеспечивать справедливое распределение экономических ресурсов. При этом оговаривается, что результаты разгосударствления и приватизации пересмотру и отмене не подлежат.
- Поправка в ст. 90 предполагает увеличение президентского срока с пяти до семи лет. Кроме того, среди полномочий президента появляются назначение председателя Счётной палаты, формирование Совета безопасности и Администрации президента.
В этом отношении заметно сближение с российскими реалиями. Так не является ли бунт в Нукусе попыткой сорвать конституционную реформу во всём Узбекистане? Ведь в стране могут быть недовольные и упоминанием светского характера, и усилением полномочий президента, и желающие пересмотреть итоги приватизации.
По мнению Александра Князева, в данном случае речь идёт, скорее, о создании очага напряжённости "на будущее", которое всегда можно простимулировать и создать необходимый уровень нестабильности.
"Я однозначно считаю, что здесь решающую роль играет внешний фактор. Узбекистан, если брать все республики Центральной Азии, продолжил работать с Россией, несмотря на санкционный режим. Организованный набор десятками тысяч трудовых мигрантов, проект "Агроэкспресс" по поставкам сельхозпродукции в Россию — всё это и многое другое работает. Несмотря на то, что Узбекистан — наблюдатель, а не полноценный член Евразийского экономического союза, он в последнее время кое в чём заметно активнее некоторых постоянных членов в работе с Россией. Мы понимаем, что ЕАЭС — это российский проект и это тоже означает сближение с Россией", — считает эксперт.
Буквально за несколько дней до этих событий первое узбекское предприятие Promcomplektlogistic попало под вторичные санкции за работу с российскими компаниями. Минторг и Госдеп США внесли его в санкционные списки, заморозили активы. В других постсоветских республиках пока такого не было ещё ни с кем, кроме Белоруссии, но она сама находится под санкциями.
А когда в начале марта против российских авиакомпаний стали вводить ограничения, связанные с воздушным пространством, многие авиакомпании даже из дружественных стран либо сократили, а некоторые даже совсем прекратили на какое-то время рейсы в российские города. А "Узбекистон хаво йуллари", напротив, сразу резко увеличила количество рейсов.
"Думаю, войну американцы там устраивать не будут — там есть интересы транснациональных компаний. К примеру, как и Казахстан, Узбекистан обладает весомой долей на мировых рынках урана. А вот вялотекущую нестабильность можно устроить. Внешним фактором обстановку возбудили, появились недовольные, кто-то пострадал. Теперь эти настроения будет дальше нагнетаться, разрастаться. И так до следующего раза", — полагает эксперт.