"Катитесь вы". Пора узаконить электросамокаты?
До конца этого года в стране будет урегулирован статус электросамокатов, по крайней мере, над этим вопросом работает научный центр ГИБДД и Минтранс. Мобильные средства передвижения, развивающие скорость до 100 км/ч, должны быть либо совсем убраны с улиц, либо переведены в категорию мопедов или мотоциклов. Но помимо вопросов о скорости и мощности популярного у молодежи электросамоката, остается еще много проблем, которые предстоит учесть при принятии закона. Подробнее об этом — в материале Накануне.RU.
Пока электросамокаты рассматриваются не как средства передвижения, а как некий аттракцион, но с недавних пор шеринговые компании массово распространили их, и это делает самокатчиков полноправными участниками дорожного движения, только такими, для которых закон не писан. Пока есть только свод правил пользователя, но их нарушают практически все.
Например, несмотря на установленные шерингами правила о возрасте пользователя 18+, многие родители заказывают самокаты для своих детей или авторизуются в приложении на телефоне подростка и отправляют ребенка рассекать по скверам и дорогам.
Другие правила передвижения на самокатах, которые диктуют шеринговые компании, не только не соблюдаются, многие о них даже не догадываются. Например, оказывается, нельзя ездить вдвоем на электросамокате (как и втроем), нельзя управлять этим средством в алкогольном опьянении, при переезде через дорогу надо обязательно спешиться. За выполнением этих правил сложно уследить, а уж тем более наказать за их нарушение невозможно, так как в законодательстве ничего не прописано на этот счет.
Председатель Союза автошкол Москвы Александр Ачкасов считает, что самокат сейчас самое страшное средство передвижения, так как многие имеют скорость и до 100 км/ч, люди устраивают гонки на самокатах, эксперт называет это нездоровым трендом в обществе:
"Все, что движется, должно быть либо прописано в правилах дорожного движения, либо где-то в законодательстве все равно закреплено. Даже для гужевого транспорта на лошадях прописано, как надо двигаться, а для самокатов мы считаем, что не надо этого делать?"
Пресс-секретарь Whoosh Денис Балакирев рассказывает, что шеринговые компании в диалоге с администрациями городов и ГИБДД уже устанавливают правила, но пока они касаются только скорости и ограничений по возрасту:
"Чем больше порядка, тем лучше всем, но все самокаты Whoosh изначально ограничены по мощности, они не могут быть мощнее 250 ватт и ограничены по скорости, они не развивают скорость больше 25 км/ч, а в местах, где много пешеходов — в парках, в скверах, скорость дополнительно ограничивается до 15-10 км/ч. Также самокатами не могут пользоваться лица, не достигшие 18 лет. То есть, по сути, если мы говорим о шеринговых самокатах, то регулирование сейчас уже есть", — заявил Денис Балакирев в пресс-центре ОСН.
Как рассказывают представители Whoosh, все их самокаты объединены цифровой платформой, так что информация о стиле вождения и самой поездке сохраняется в авторизованном аккаунте пользователя, и если кто-то по своей вине попадает в дорожное происшествие, все фиксируется и затем передается в госавтоинспекцию. Такой вот "Большой брат" на колесах. Но, опять же, многие нарушения не может увидеть даже электронное око.
Шеринговые компании в свое оправдание приводят статистику ГИБДД за 2021 год, что 90% всех ДТП, связанных с электросамокатом, приходится на долю частных, но 10% — это все же арендованные самокаты.
Если с шерингом еще можно разобраться "в диалоге с администрацией города", то с кого спрашивать за использование частных самокатов? Тут разброд и шатание: правила дорожного движения никак не регламентируют передвижение такого транспорта, ограничений по возрасту тоже нет, не контролируется апгрейд электросамокатов, как и изначально установленные мощность и скорость.
Возможно, после принятия закона выяснится статус электросамоката, пока считается, что самокат с ограничителями скорости до 25 км/ч ближе к велосипеду, чем к мопеду, так что водительские права для аренды не нужны. Тем более сейчас по умолчанию электросамокаты и так пользуются правилами дорожного движения, предназначенными для велосипедов, но у них есть своя специфика и, возможно, будет неплохо выделить в особую категорию так распространившиеся в городах средство передвижения, ведь это предполагает не только ответственность и ограничения, но и возможность появления выделенных полос для электросамокатов.
Возможно, электросамокат будет прописан в правилах дорожного движения как средство индивидуальной мобильности, определится место для передвижения на нем по городу, скорость, мощность и так далее. По крайней мере, на такие изменения надеются владельцы шеринга. Но если будет необходимо получать права для вождения электросамокатов, сдавать экзамены в ГАИ или предоставлять биометрические данные для аренды самоката, чтобы у "продавцов" была уверенность, что пользоваться самокатом будет совершеннолетний, появится множество причин для сомнений и беспокойства. Несмотря на все опасности и раздражение как пешеходов, так и автомобилистов, электросамокаты пользуются огромной популярностью в городах и уже вряд ли можно себе представить, что они исчезнут с наших улиц.