Константин Семин: Скосплеить СССР не получится — между копией и оригиналом необъятная пропасть
Подавляющее большинство граждан считает необходимым возродить советские бренды взамен ушедших с российского рынка иностранных компаний — об этом заявили 83% опрошенных респондентов. Так, среди советских марок назывались, например, автомобили "Москвич", "Волга" и "Победа", холодильник "Орск" и велосипед "Кама". Только 12% опрошенных высказались против возрождения, 5% затруднились ответить, следует из исследования аналитического центра университета "Синергия". Однако, зная, как в современной РФ "любят" все советское, какие фильмы снимают о том периоде, кажется, что это может быть не возрождение советских марок, а просто очередная их приватизация, а если качество продукции в итоге будет несоответствующим, то и просто дискредитация. Своим экспертным мнением с Накануне.RU поделился политический обозреватель Константин Семин:
— Мне кажется, в Советском Союзе не было "брендов". И даже термин "торговая марка" не вполне применим к тем товарам и образам, которые имели хождение в СССР и той экономике. У нас давным-давно советские "бренды" пытаются поставить себе на службу, и это касается всего — начиная с достижений в спорте и заканчивая каким-нибудь ГОСТом. Но те, кто хоть как-то застал советское время или хоть что-то о том времени знает, понимают, как далеки эти копии от оригинала. И в этом случае, как мне кажется, речь идет не о содержании, а исключительно о форме.
После того, как в отношении нашей страны были введены жесткие экономические санкции, внезапно очень много карет превратилось в тыквы, а хрустальные замки просто разлетелись — стало ясно, что все разговоры об успехах в импортозамещении — это всего лишь разговоры, и у страны нет практически ничего своего. Те люди, которые сегодня призывают построить быстренько, за несколько месяцев, аналог советской экономики, оправдывая свою бездеятельность или халатность на протяжении долгих лет тем, что вот Советский Союз же мог жить в тяжелых условиях, и у нас получится, у дедов же получилось, они красный флаг воздвигли, и мы воздвигнем какой-нибудь, например, трехцветный — все эти люди, как мне кажется, просто таким образом пытаются скрыть последствия тридцатилетнего разрушения промышленности, образования, науки, военно-промышленного комплекса и всего остального. Поэтому я думаю, что очень скоро все эти отсылки, апелляции к советским победам, советским "брендам" и образам работать перестанут, и тогда станет ясно, что за ностальгией не скрывается практически ничего.
Очень зримый пример — это то, что происходит, как ни парадоксально, в области массовой пропаганды, массового искусства — в кинематографе. Советский Союз ежегодно производил сотни прокатных лент, которые собирали в кинозалах миллионы зрителей. Сегодня мы уже в течение нескольких месяцев видим, как везде закрываются кинозалы, потому что нечем заполнить это опустевшее пространство, и вдруг стало ясно, до какой степени мы зависим от "Голливуда". Или вот мы узнали, что из страны уходит весьма сомнительный для меня как для родителя производитель игрушек "ЛЕГО". Но каждый родитель сейчас знает, что в магазине игрушек можно найти засилье иностранной продукции — или западной, или китайской, копирующей западную. Ничего для воспитания нового поколения патриотов с младенчества, детского сада, школы, студенчества страна не делает.
И эти истерические попытки накачать пустоту чем-нибудь наблюдаются повсюду: желание создать детское движение, попытка "скосплеить" общество "Знание" и поручить руководство им какому-нибудь прощелыге из наших "новых реформаторов" — это, по-моему, говорит о всеохватном кризисе системы, который скрыть никаким ребрендингом и никаким новым "знаком качества" невозможно — знак-то есть, активно применяется, но все понимают, какая пропасть между тем, что было, и тем, что есть сейчас.